Главное
Почему федеральный бюджет требует постоянной работы?
Впервые федеральный бюджет Российской Федерации сверстан не исходя из доходов — он опирается на проблемы, которые необходимо решить. Поэтому контроль нужен за каждым рублем.
4 декабря 2020
1765
Время чтения ~ 8 минут

Традиционно проекты федерального бюджета Государственная Дума рассматривает в течение двух месяцев, но в этот раз сложилась уникальная ситуация — на работу депутатов над законопроектом ушло полгода.

Депутаты подчеркивают: финансирование направлений, предполагающих помощь социально уязвимым категориям граждан и в целом регионам, в ближайшую «трехлетку» увеличится на 480 млрд рублей — дефицит казны и пандемия не помешают росту пенсий и материнского капитала.

«Должны прямо сказать: президент сделал все, чтобы социальные обязательства были выполнены за счет государства, не за счет людей»

сказал Председатель ГД Вячеслав Володин.

 

Полгода на бюджет

Сложность работы состояла в том, что документ формировался из расходной части бюджета.

Впервые главный финансовый документ России опирается не на доходы — сколько можем, столько и потратим, — а на то, какие проблемы необходимо решить, отметил председатель Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Если раньше говорили, что доходы обеспечивают выполнение социальных обязательств — то теперь социальные обязательства обеспечиваются всей бюджетной конструкцией.

Председатель Государственной Думы сказал, что депутаты обязаны сделать все, чтобы люди были защищены, в том числе в рамках принятия бюджета.

Скачать

 

Первое чтение: контроль за каждым рублем

В первом чтении проходило скрупулезное обсуждение государственных программ с участием профильных комитетов Государственной Думы и министерств, подробная информация о расходах и планируемых результатах по каждой госпрограмме представлялась ответственным министерством.
Прямых доходов на реализацию всех заложенных в проекте расходных обязательств не хватало — и правительству предстояла работа по изысканию дополнительных средств. В такой напряженной ситуации нужно было сосредоточиться на главном: на том, на чем нельзя экономить, отметил член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев.

В первую очередь рассматривались госпрограммы, направленные на поддержку людей.

Обсуждая качество исполнения госпрограмм и освоения выделенных на федеральные адресные программы средств, то есть на строительство важнейших социальных объектов, депутаты говорили и о парламентском контроле. Контроль нужен за эффективностью расходования каждого рубля, считают в Государственной Думе.

Это и есть работа депутатов — не только в принятии закона, «но и потом контролировать, чтобы реально деньги доходили и реально работали», подчеркивал Андрей Макаров.

Активную работу по разделам бюджета, касающимся вопросов поддержки региональных бюджетов, вела Трехсторонняя комиссия.

Уже в первом чтении в бюджете была заложена беспрецедентная финансовая помощь регионам, в том числе исполнялось предложение Председателя ГД об оказании десяти самым проблемным регионам адресной помощи по адресным программам. Список нуждающихся в помощи регионов предполагалось расширить — в том числе за счет территорий с плохими демографическими показателями.

Шло обсуждение законопроекта и в парламентских фракциях, депутаты задавали министрам волнующие избирателей вопросы, дискутировали, комитеты Госдумы готовили свои заключения по документу. Ко второму чтению бюджета поступило около 1000 поправок.

 

Скачать

 

Второе чтение: бюджет стал еще более социальным

Правительство и Государственная Дума продолжали масштабную работу над документом, и в результате финансирование отдельных направлений только в 2021 году было увеличено на общую сумму более 13 млрд.

217 млрд рублей будет направлено на повышение качества жизни на селе, и это «без средств на развитие сельского хозяйства — на это предусмотрено 256 млрд рублей», отметил глава фракции ЕР Сергей Неверов.

По другим «сельским госпрограммам» всего заложено 180 млрд рублей. Так, на стимулирование жилищного строительства пойдут 7 млрд рублей, на строительство и реконструкцию объектов питьевого водоснабжения — более 6,5 млрд, почти 10 млрд рублей — на финансирование и создание новых мест в школах, в том числе на ликвидацию третьей смены.

Кроме того, благодаря поправкам, дополнительно будут профинансированы создание дополнительных мест в сельских детских садах — 9,5 млрд рублей, компенсационные выплаты медработникам, прибывшим на работу в село — 3,6 млрд, на модернизацию первичного звена здравоохранения на селе будет направлено дополнительных 22,9 млрд рублей.

Поправками ко второму чтению бюджета дополнительно профинансированы пассажирские авиаперевозки, что «особенно актуально для Дальнего Востока и Сибири».

Андрей Исаев рассказал, что около 2 млрд ежегодно будет дополнительно выделяться и на поддержку занятости в шахтерских городах и поселках, а также на переселение жителей домов, расположенных на территориях ликвидированных шахт.

Также было распределено дополнительно 35 субвенций и субсидий на общую сумму 1 трлн 386,8 млрд рублей — парламентарий пояснил, что речь идет о субсидиях субъектам Федерации, и перед депутатами и правительством, работавшими над этими поправками совместно, стояла задача распределить эти средства справедливо.

 

Деньги пойдут к людям

В новом бюджете увеличены расходы на здравоохранение, что необходимо для преодоления пандемии — финансирование российской медицины выросло на 13%, на эти цели пойдет более 1,1 трлн рублей. Одновременно предусматривается выделение 90 млрд на первичное звено здравоохранения — наряду с борьбой с коронавирусом нужно думать и о качестве здравоохранения, а это «решается через первичное звено», подчеркнул Андрей Макаров.

Председатель ГД Вячеслав Володин отметил, что «это те деньги, которые могли пойти в другие сферы, но они должны пойти к людям — спасать их».

Каждый пункт Послания Президента РФ Федеральному Собранию финансово обеспечен — в сумме это более 1 трлн рублей в год — это и деньги на обеспечение младших школьников горячим питанием, и доплаты классным руководителям, и пособия на детей от 3 до 7 лет. Спикер Госдумы подчеркнул, что должно быть сделано все для того, чтобы побороть бедность, для того, чтобы люди жили дольше. Поэтому средства на реализацию нацпроектов будут выделяться «так же, как они выделялись ранее.

На поддержку занятости в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях в бюджете заложены средства в объеме 421 млрд.

Финансирование регионов, оказавшихся в трудной ситуации, составит 1,4 трлн рублей. И в целом на бюджетное выравнивание субъектов Федерации направлено более 718 млрд рублей, сказал Андрей Исаев.

 

Приоритеты перераспределения средств

При рассмотрении федерального бюджета парламентарии приняли постановление, в котором закреплены приоритеты распределения средств при появлении дополнительных доходов.

Скачать

Председатель Государственной Думы сказал, что если будут дополнительные доходы, правильно было бы их направить на выравнивание бюджетных возможностей регионов.

«Чтобы не было такого большого разрыва бюджетной обеспеченности регионов»,

отметил он.

По словам Председателя Государственной Думы, в числе приоритетов — общественный транспорт городов, поддержка сельского хозяйства, «в первую очередь ипотеки для работников сельского хозяйства».

Если дополнительные средства за счет ненефтегазовых доходов поступят в бюджет — будет проведена модернизация городского общественного транспорта, регионы получат помощь за счет средств федерального бюджета.

Допфинансирование может быть направлено в регионы с высокой убылью населения, чтобы у них была возможность разработать свои программы поддержки проблемных отраслей.

«Чтобы со стороны федерального центра не только этому было внимание, но и дополнительное финансирование выделялось в той части, где, допустим, необходимо поддержать ту же медицину в этих регионах»,

отметил спикер Госдумы.

Вячеслав Володин отметил, что премьер-министр услышал фракции, депутатов.

«Вы, прочитав постановление, увидите много серьезных решений, которые мы смогли принять только при поддержке Президента и Председателя Правительства», 

заключил Вячеслав Володин.

Скачать

Правительство поддержало постановление Госдумы в определении приоритетных задач — пандемия в первую очередь касается субъектов Федерации, поэтому на мероприятия, указанные в постановлении, в ходе исполнения будут выделяться дополнительные ресурсы в первоочередном порядке, отметил министр финансов РФ Антон Силуанов.

Он поблагодарил парламентариев за работу и подчеркнул взвешенность проекта федерального бюджета, несмотря на пандемию. Силуанов обещал депутатам, что правительство будет плотно сотрудничать с Государственной Думой в дальнейшей работе над бюджетом.

 

Бюджет в цифрах: дефицит уменьшится

Базовый вариант прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на три года таков — в 2021 году ожидается рост экономики на 3,3%, в 2022 году — на 3,4%, в 2023 — на 3%.

Предполагаемый объем ВВП на 2021 год составит 115,53 трлн рублей, в 2022 — 124,22 трлн, в 2023 — 132,82 трлн.

В соответствии с этим прогнозом подготовлен и главный финансовый план страны на три года.

Бюджет ориентирован на инфляцию не выше 3,7% в 2021 году и не выше 4% в 2022 и 2023.

В нем предусмотрен рост доходов — 18,8 трлн в 2021, 20,6 трлн в 2022, 22,3 трлн в 2023. Возрастут и расходы: 21,52 трлн в 2021, 21,88 трлн в 2022, 23,67 трлн в 2023.

Дефицит, который образуется в результате, снизится к 2023 году до 1% ВВП по сравнению с 2,4% ВВП в 2021 году: 2021 — 2,75 трлн, 2022 — 1,25 трлн, 2023 — 1,41 трлн. Внутренние займы компенсируют разницу доходов и расходов — только за счет Фонда национального благосостояния заложено финансирование дефицита на 91 млрд рублей. Но и ФНБ не в убытке: дополнительные нефтегазовые доходы на уровне 700-800 млрд рублей в год, которые ожидаются в 2022-2023 годах, пойдут в резерв, и объем ФНБ вырастет с 12,5 трлн рублей в 2021 году до 13,5 млрд рублей в 2023.

 

Бюджет по направлениям

Социальная политика:

2021 — 5,6 трлн рублей

2022 — 5,7 трлн рублей

2023 — 6,05 трлн рублей

Развитие пенсионной системы:

2021 — 3,5 трлн рублей

2022 — 3,2 трлн рублей

2023 — 3,2 трлн рублей

Здравоохранение:

2021 — 1,12 трлн рублей

2022 — 1,1 трлн рублей

2023 — 1,1 трлн рублей

Образование:

2021 — 1,08 трлн рублей

2022 — 1,04 трлн рублей

2023 — 1,08 трлн рублей

ЖКХ:

2021 — 322,5 млрд рублей

2022 — 306,7 млрд рублей

2023 — 424,5 млрд рублей

Федеральные целевые программы:

2021 — 251,7 млрд рублей

2022 — 257,3 млрд рублей

2023 — 325,1 млрд рублей

Напомним, в третьем чтении проект федерального бюджета был принят Государственной Думой 26 ноября. Совет Федерации одобрил документ на своем заседании 2 декабря.

Видео «Россия 24»

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен