Депутаты ГД в ходе правчаса с участием Валерия Фалькова обсудили разницу зарплат в вузах

Поддержка молодых специалистов, полный переход на дистанционное обучение, разница в зарплатах в вузах — эти и другие вопросы сегодня были подняты депутатами Государственной Думы в ходе правительственного часа с участием министра высшего образования и науки Валерия Фалькова.

15-кратная зарплата

Сегодня в системе образования есть немало проблемных моментов, на которые нужно обратить пристальное внимание. Так, Председатель Госдумы Вячеслав Володин поднял вопрос о колоссальной разнице в зарплатах между доцентами и ректорами. Иногда, как заметил спикер ГД, она может отличаться в 15 раз. Это напрямую влияет на желание, вернее, его отсутствие, людей идти в аспиранты или доценты. Заработная плата, на которую сегодня могут претендовать молодые специалисты, не является мотивацией к трудоустройству в высшие учебные заведения, заметил Вячеслав Володин. При этом ректоры вузов получают от 300 тысяч до 1 млн рублей.

Спикер Госдумы напомнил, что есть поручение президента, согласно которому зарплата работников высшей школы должна составлять две средних по экономике региона. Однако это не работает на практике. В этой связи Вячеслав Володин предложил включить повышение зарплаты преподавательскому составу в число требований, на основании которых рассчитывается премиальная часть ректоров.

«Чтобы ректор мог получить премию, надбавку только в случае, если он будет заниматься повышением оплаты труда рядового преподавательского звена»,

сказал спикер Госдумы.

Валерий Фальков назвал эту инициативу абсолютно справедливой и заверил, что в случае соответствующей поддержки он сегодня же подпишет необходимые документы и «уже в самое ближайшее время мы начнем корректировать премии ректоров, исходя из того, какая заработная плата не в целом по коллективу, а у какого количества работников больше двух средних по экономике». 

Студенческий капитал и работа по специальности

Также на правчасе был поднят вопрос о необходимости финансовой помощи выпускникам вузов. Получая от государства помощь в виде подъемных средств, молодые специалисты могли бы искать работу по профессии не только в крупных городах, но и в других регионах. Сейчас же у бывших студентов не всегда есть свободные деньги на транспортные расходы и аренду жилья. Депутаты уже разработали соответствующий законопроект и попросили министра науки и высшего образования поддержать его.

Как напомнил заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Федот Тумусов, такие выплаты могли бы стать аналогом «того, что делалось в советское время: подъемные, оплата проезда, бесплатное жилье молодым специалистам».

«Поэтому мы разработали законопроект о студенческом капитале, суть которого заключается в том, что после окончания учебы выпускнику выделяются деньги, которые он может потратить на оплату проезда, первичную аренду жилья, на создание своего дела»,

сказал Федот Тумусов.

Валерий Фальков отметил, что концептуально он поддерживает инициативу, однако требуется детально ее рассмотреть, ведь «многие важные моменты кроятся в деталях».

Кроме того, депутаты обратили внимание министра на результаты исследований, согласно которым до 40% выпускников вузов, включая тех, кто учился за государственный счет, не работают и не собираются работать по специальности.

В качестве меры решения данной проблемы замглавы фракции «Единая Россия» в ГД Андрей Исаев предложил создание специального портала, на котором абитуриенты могли бы узнать о потенциальных заказчиках целевого обучения. По его мнению, целевой набор является самым эффективным методом профориентации, о котором многие школьники, их родители даже и не знают.

«Мы попросили бы министерство, во-первых, развернуть разъяснительную работу, а во-вторых, создать, возможно, портал, где абитуриенты, их родители могли бы узнать о потенциальных заказчиках их целевого обучения»,

сказал Андрей Исаев.

Как отметил парламентарий, «это наше предложение, мы просим его проработать».

Полная дистанционка

В ходе правительственного часа также были затронуты вопросы, которые сегодня все чаще поднимаются в обществе. Так, россияне до сих пор интересуются, возможен ли полный переход на дистанционное обучение. Валерий Фальков отметил, что весна 2020 года показала многочисленные возможности цифровых технологий в российских вузах, но это не говорит о готовности вузов к полному переходу на дистанционное обучение, поскольку это потребует особой организации учебного процесса и особых навыков и компетенций преподавателей.

«Ситуация показала самое главное — ряд важнейших процессов университетской жизни невозможно перенести в виртуальное пространство. Стало очевидно, что полная реализация программ высшего образования в дистанционном формате невозможна»,

отметил Фальков.

Лучшие практики дистанционного обучения, как указал министр, доводятся до всей системы высшего образования. Это на данный момент важно для иностранных студентов, которые до сих пор не могут вернуться в Россию и продолжить обучение в очном формате. Хотя, как отметил Валерий Фальков, примерно 40-45% иностранных студентов в период пандемии не выезжали из России и сейчас вместе с российскими учащимися переступили 1 сентября пороги учебных заведений.

Патриотическое высшее

Говоря о планах министерства, Валерий Фальков рассказал, что идет работа по созданию в университетах условий для реализации огромного потенциала студентов. В частности, планируется активное привлечение учащихся высшей школы к проектам технологического предпринимательства.

«Принципиально важно для всех органов власти, публичной власти сконцентрировать внимание на создании в каждом регионе и каждом вузе комфортных условий для научно-технического творчества молодежи, для появления и пестования их идей на должном уровне»,

добавил министр.

Он также отметил, что будет продолжена работа по активному развитию волонтерской деятельности студентов, которая в период пандемии коронавируса возросла в разы.

Кроме того, в вузах внедрят гражданско-патриотическое воспитание. Соответствующий законопроект уже разрабатывается представителями ведомства, уточнил Валерий Фальков. Документ в самое ближайшее время будет внесен на рассмотрение Думы.

Смотрите также