5 октября 2021 • 00:00
3505

День учителя. Год учителя. Жизнь учителя

Сегодня в России отмечают День учителя. Этот российский праздник совпадает с международной датой — Всемирным днем учителя, который в 2021 году посвящен поддержке педагогов во время кризиса в обществе.

Действительно, в последнее время как-то незаметно и очень обидно профессия учителя утратила свой былой смысл. Связано ли это с пандемией и «дистанционкой», которая сломала привычные рамки образовательного процесса и заставила педагогов искать новые форматы обучения, или дело в новой реальности, в которой любую информацию можно найти по одному клику, — сказать сложно. Ясно одно: уважаемая, творческая профессия, сродни инженерии человеческих душ, вдруг стала специальностью из сферы услуг. Учителя обложены стандартами, отчетами и проверками, — и совершенно лишены времени и сил на поиск ключиков и кнопочек, которые открывают внутренний мир детей, помогают найти к ним подход, обнаружить и развить таланты.

У сегодняшних педагогов в России есть жесткий формат, но нет права на вдохновение. А без вдохновения — учителя нет.

Но не следует думать, что государство устраивает такая ситуация. Президент РФ Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что во многом именно от школьных учителей зависит, каким станет человек и кем он станет, зажжется ли интерес к знаниям, раскроются ли способности.

«В этом и есть высокая миссия, смысл педагогической деятельности, к которой <…> невозможно относиться без уважения»,

подчеркнул глава государства.

«Услуги» больше не нужны

После заседания Госсовета по вопросам общего образования, которое прошло 25 августа, президент дал ряд поручений, среди которых — убрать из законодательства РФ понятие «образовательная услуга».

Отметим, что такой законопроект уже внесен в Государственную Думу, его подготовили во фракции КПРФ. В пояснительной записке к законопроекту образовательный процесс определяется как совместная деятельность образовательной организации, педагога и ученика по освоению образовательных программ.

Один из авторов законопроекта, первый замглавы Комитета по образованию и науке Олег Смолин назвал низкий статус профессии учителя одной из главных проблем российского образования и отметил, что закрепление за образованием статуса «услуги» оказывает на школы разрушительное действие.

«Учителя просят, чтобы государство и общество относились к их работе так, как она того заслуживает»,

подчеркнул он.

Этот законопроект не добавит педагогам денег, но изменит отношение к профессии. Ведь педагоги выполняют важнейшую миссию — формирование личности будущего гражданина. И если раньше, по словам депутата, говорили, что главный ресурс общества — это тяжелое машиностроение, производство средств производства, то теперь говорят, что главное — это человеческий потенциал. А создают его учителя, врачи, работники культуры.

«Это значит, что педагоги не работники сферы услуг — они работники сферы производства, причем самой главной — воспроизводства самого человека»,

пояснил он.

Будет нормальное, достойное положение учителя — будет нормальное, достойное образование у наших детей и внуков. Иначе не будет.

Контролировать в меру

Еще одно поручение президента касалось сокращения количества контрольных, проверочных работ и «домашки» в школах. По словам главы государства, необходим методически обоснованный режим контроля знаний и анализ фактического объема учебной и внеучебной нагрузки на школьников.

«Проработать вопрос и обеспечить сокращение количества контрольных и проверочных работ в общеобразовательных организациях»,

говорится в поручении, опубликованном на сайте Кремля.

Материалы, по которым школьники сдают экзамены и контрольные проверочные работы, не во всем соответствуют образовательным программам, отметила ранее член Комитета по образованию и науке, депутат фракции «Единая Россия» Ольга Пилипенко. По ее словам, школам и учреждениям среднего профессионального образования нужна возможность использовать при сдаче контрольных свои наработки, материалы, которые педагоги разбирали с детьми на уроках.

Будет решаться и вопрос с «излишней отчетностью, забюрокраченностью» педагогов — президент снова поднимал этот вопрос во время встречи с представителями «Единой России».

Ольга Пилипенко ранее отмечала, что требуется нормативное регулирование объема «бумажной работы», которую возложили на классных руководителей, учителей-предметников, завучей и директоров школ.

«Не случайно мы комитетом выходили с предложением закрепить перечень документов, которые готовит учитель, <…> как для представителей региональной системы образования, таки и для федеральной системы образования»,

подчеркнула она.

Чтобы не протягивать ножки

Также Владимир Путин поручил Министерству просвещения во взаимодействии с субъектами РФ до 1 декабря подготовить предложения по усовершенствованию системы оплаты труда педагогов. Он и ранее, на встрече с лидерами парламентских партий, напомнил, что этому вопросу уделяется недостаточно внимания.

«Главная проблема — это, конечно, уровень доходов. Нужно решать ее не отдельными выплатами, а нужно решать этот вопрос системно»,

подчеркнул глава государства.

В рамках национального проекта «Образование» в России с прошлого года была введена национальная система профессионального роста педагогических работников — и в соответствии с ней министерство должно разработать новые требования к формированию учительских заработных плат.

Ранее первый замглавы Комитета по образованию и науке Олег Смолин отмечал, что сейчас из-за маленьких зарплат в регионах возникает кадровый кризис, и учителям приходится работать на две ставки. Количество педагогов, взваливших на себя двойную ношу, увеличилось до 14%. По его словам, данные ОНФ свидетельствуют о том, что в 75 регионах из 86 указ президента от мая 2012 года в части оплаты педагогического труда не исполнен.

«В 53 регионах Российской Федерации каждый третий учитель, по данным того же Народного фронта, получает меньше 15 тыс. рублей — и мы хотим, чтобы учителя отдавали свою личность, свою жизнь нашим детям? Мы правильно этого хотим, но необходимо создать для этого достойные условия российскому учительству»,

подчеркнул он.

Платить по новой системе

Член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, депутат фракции «Единая Россия» Светлана Бессараб рассказала, что в ноябре 2020 года Государственная Дума приняла поправки в 144 статью Трудового кодекса, согласно которым правительство получило полномочия по разработке требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

«Уже сейчас работники здравоохранения в семи регионах работают по экспериментальной системе оплаты труда. Сейчас включается такая же система в экспериментальном формате со своими особенностями для работников педагогических»,

отметила Бессараб.

Эта система позволит выполнить поручение Президента РФ о совершенствовании оплаты труда педагогов за счет заработной платы, а не интенсивности их работы, и обеспечит учителям равную заработную плату за одинаковый труд. Но потребуются коррективы Минфина, чтобы оплата труда педагогов по новой системе не привела к снижению доходов, отметила депутат.

Правительство уже определило 5 регионов, в которых опробуют новую систему оплаты труда — эксперимент в мае 2022 года стартует в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и в Мордовии.

Олег Смолин отметил, что в июле 2019 года по итогам больших парламентских слушаний было принято специальное постановление Государственной Думы, ключевое положение которого устанавливало, что базовый оклад или ставка педагогического работника за 18 часов должна составлять не менее 70% от средней заработной платы по региону.

«Сейчас рекорд – 49%, кажется, в Крыму, но не потому, что базовая ставка высокая: зарплаты невысокие»,

отметил парламентарий.

Напомним, Министр просвещения Сергей Кравцов в марте 2021 года докладывал депутатам о том, как в правительстве работают над новой системой оплаты труда. Концепция министерской разработки заключается в увеличении минимального гарантированного размера оплаты труда педагога и снижении дифференциации в пределах региона. По словам министра, система оплаты труда учителей благодаря нововведению станет прозрачной, а оклады, в соответствии с законом, гарантированно будут составлять не менее 70% от средней заработной платы по региону.

Позолоти указку, государство!

На федеральном уровне государство обеспечивает педагогов рядом привилегий и льгот. Так, все работники образования получают надбавки в соответствии с категорией, присвоенной по итогам аттестации. Есть надбавки за классное руководство и дополнительные занятия, а учителям химии полагается доплата «за вредность».

Также Трудовой кодекс устанавливает право педагогов на премии, доплаты и разовые надбавки за успехи, которых они достигают в ходе образовательного процесса — такие выплаты не могут превышать 30% от оклада.

Молодые учителя, трудоустроившиеся сразу после получения диплома, имеют право на повышенную оплату труда, за красный диплом доплаты увеличиваются, а отработав три года, молодой учитель получает премию.

У учителей есть право на компенсацию оплаты жилья и ЖКУ, электроэнергию — или частичную, или полную, в зависимости от региона, — и эта льгота сохраняется с выходом на пенсию. А малообеспеченные педагоги имеют право на получение социального жилья вне очереди.

Рабочее время педагогов не должно превышать 18 часов в неделю. Им положены увеличенные отпуска — до 56 дней, и дополнительный отпуск «за свой счет» длительностью до года, который предоставляется раз в 10 лет, если стаж на протяжении этого времени не прерывался. Учителя в России выходят на пенсию досрочно — при условии, что педагогический стаж составляет не менее 25 лет. А звание заслуженного учителя РФ дает педагогу право на доплаты не менее 15% — как к заработной плате, так впоследствии и к пенсии.

Олег Смолин назвал в качестве заслуги Государственной Думы VII созыва закон, который приравнивает по социальным гарантиям руководителей образовательных организаций — ректоров, директоров, завучей — к педагогическим работникам.

«Потому что возникали нередко вопросы, имеет ли право директор школы или завуч на досрочную пенсию. Как будто он не педагог»,

пояснил он.

Земский миллионер

Помимо заработных плат для учителей, очень важны и вопросы социально-бытового плана. Государство в 2020 году запустило стимулирующую программу «Земский учитель», по которой педагоги могут получить миллион рублей при трудоустройстве в сельской местности — под обязательство проработать «на селе» 5 лет. А в Дальневосточном федеральном округе по госпрограмме на тех же условиях отработки в течение пяти лет можно получить 2 миллиона. Плюс по программе «Земский учитель» педагоги получают компенсацию оплаты жилья в размере 1,2 тыс. рублей, а в некоторых субъектах РФ имеют право на бесплатное получение жилья. Есть и выплата «на обустройство» — 5-10 окладов.

Но, несмотря на такие заманчивые условия, программа «Земский учитель», как и «Земский доктор», не вполне эффективно работает — и именно из-за элементарной бытовой неустроенности «на местах».

«Хорошо, что такие программы есть, но работают они неполноценно, на мой взгляд, — и если не решить социально-бытовые вопросы, не обеспечить прежде всего жильем, то, получив высшее образование, вряд ли человек уедет к себе на малую родину»,

пояснил глава Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов.

«Учитель года» и «Год учителя»

В чем сила педагога, почему быть педагогом — здорово, скоро покажет гражданам России телевизионное шоу, которое будут транслировать на одном из общероссийских обязательных общедоступных каналов. В таком формате с 2022 года Президент РФ поручил правительству проводить Всероссийский конкурс «Учитель года России». Владимир Путин уверен, что таким конкурсам и премиям необходимо широкое информационное освещение.

А следующий, 2023 год, в России пройдет как «Год педагога и наставника» — такое решение главы государства принял, поскольку в 2023 году будет праздноваться 200-летие со дня рождения великого русского педагога и общественного деятеля Константина Дмитриевича Ушинского — автора известной педагогической системы и методики преподавания родного языка, оказавшей значительное влияние на народную школу в России. Это Ушинский писал, что педагогика — не наука, а искусство, «самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств».

Конечно, Год педагога — это мало. Естественно, поддержка учителям потребуется не только в 2023. Для того, чтобы педагогика снова стала престижной и вдохновенной, качество образования выросло и ребята шли учиться в педагогические училища и вузы по призванию — государству придется приложить усилия. Но оно готово к этой работе.

В ЭФИРЕ  |  Сейчас: Прямая речь | Далее в 23:00: История российского парламентаризма