Главное
Бюджет социальных обязательств
Госдума приняла основной финансовый документ РФ на трехлетку.
26 ноября 2021
7672
Время чтения ~ 8 минут

Государственная Дума 24 ноября приняла в третьем чтении проект федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов — главный финансовый документ, по которому Российская Федерация будет жить в новом году. Приняты и бюджеты внебюджетных фондов — ПФР, ФОМС и ФСС.

«Наша задача — обеспечить реализацию принятых президентом решений»,

подчеркнул в начале работы над бюджетом Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.

Среди главных целей бюджета он назвал борьбу с бедностью и безработицей, создание целостной системы поддержки семей с детьми «вплоть до окончания ими школы», повышение уровня жизни людей в регионах, обеспечение доступного и качественного образования и здравоохранения, развитие инфраструктуры, создание условий для развития МСП.

Довести до совершенства

Над проектом бюджета была проведена огромная работа — ко второму чтению поступило около тысячи поправок, к принятию было предложено 589 поправок.

Следует отметить, когда депутаты рассматривают документ в первом чтении, они утверждают его основные параметры, и впоследствии изменить их нельзя — можно только перераспределить средства. И для того, чтобы направить дополнительные деньги на какую-то статью расходов, придется взять их из другой.

Итак, в бюджете ближайшей трехлетки такими «железными» параметрами являются доходы и расходы:

— 2022 год: +25,021 трлн и -23,694 трлн рублей,

— 2023 год: +25,540 трлн и -25,241 трлн рублей,

— 2024 год: +25,832 трлн и -26,354 трлн рублей.

В 2022 и 2023 годах доходы бюджета превысят его расходы — бюджет будет профицитным: положительная разница между доходами и расходами составит 1,32 трлн и 0,299 трлн рублей соответственно. В 2024 году дефицит бюджета составит 0,522 трлн рублей.

ВВП (валовой внутренний продукт) запланирован в 2022 году в размере 133,3 трлн рублей, в 2023 году — 141,88 трлн рублей, а в 2024 году — 151,51 трлн рублей. Прогноз по инфляции на трехлетку заложен на уровне 4%.

Такой план на ближайшие три года предложило правительство, а парламентариям предлагалось за 60 дней, положенных по закону на принятие бюджета, рассмотреть инициативу кабмина и доработать ее.

Так, во втором чтении бюджета были учтены поправки фракции «Единая Россия», благодаря которым дополнительные средства были направлены на социальные задачи. Сумма перераспределенных средств составила более 45 млрд рублей. Глава фракции Владимир Васильев отметил, что бюджет учитывает финансирование народной программы «Единой России» — а значит, в нем нашли отражение вопросы газификации, транспорта, образования, создания рабочих мест.

Скачать

Вырастут расходы на здравоохранение — по сравнению с первоначально утвержденным бюджетом они увеличатся на 10,5%. Финансирование образования также станет больше: по сравнению с 2019 годом оно возрастет в полтора раза. Отметим, поправки увеличили выделяемые на него суммы на 92,5 млрд рублей. На решение проблемы цифрового неравенства только в 2022 году будет направлено 14,758 млрд рублей — изначально бюджет содержал сумму 7,379 млрд рублей.

Также в бюджете заложены средства на обеспечение внесенных президентом инициатив о повышении МРОТ и ПМ в 2022 году — эта мера коснется более 16 млн человек, поскольку на основе показателей МРОТ и ПМ рассчитываются все социальные выплаты.

Поддержать регионы

Одним из приоритетов федерального бюджета Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин назвал сокращение разрыва в бюджетной обеспеченности регионов.

«Межбюджетная политика должна быть выстроена так, чтобы поддержать потенциал развития и стимулы роста регионов. Тогда у них будут достаточные ресурсы для выполнения собственных полномочий и решения социальных вопросов — строительства школ, детских садов, больниц, дорог, обновления общественного транспорта»,

отметил он.

И задача парламентариев, по словам спикера ГД, — сделать все для того, чтобы качество жизни в регионах было одинаково высоким.

Субъекты РФ получат огромную поддержку со стороны федерального бюджета — межбюджетные трансферты с учетом поправок составят 3,228 трлн рублей. Отметим, первоначально в проекте бюджета сумма трансфертов составляла 3,201 трлн рублей.

«Это беспрецедентно. Такой поддержки регионы из федерального бюджета не получали никогда»,

подчеркнул глава Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Причем спикер Государственной Думы отметил улучшение ситуации с распределением трансфертов: распределено более 98% средств.

В 2022 году размер дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов составит 758,58 млрд рублей. Напомним, на бюджетное выравнивание регионов в федеральном бюджете 2021 года было направлено более 718 млрд рублей, и тогда парламентарии договорились, что ежегодно на эти цели будет направляться не менее 700 млрд рублей.

Поручение правительству

В дополнение к бюджету Государственная Дума приняла постановление, в котором содержится более 20 пунктов. Председатель Госдумы назвал его планом работы по реализации норм бюджета и предложений комитетов Государственной Думы.

«Надо отдать должное Комитету по бюджету и налогам — они постарались их все обобщить в этом постановлении. Это итог нашего диалога в ходе заседания Госдумы»,

отметил он.

Постановление содержит рекомендации правительству по решению различных проблем — например, депутаты предлагают кабмину изучить вопрос закупки систем для непрерывного неинвазивного мониторинга глюкозы для детей с сахарным диабетом I типа и предложить решение с учетом финансовых возможностей регионов. Нужна помощь и в обеспечении жильем детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей.

«Мы с вами видим, насколько по-разному решаются проблемы в регионах. Это значит, что мы берем не только на контроль, но будем добиваться решения этих вопросов»,

подчеркнул Вячеслав Володин.

Постановление Государственной Думы — документ не декларативный. Поручения кабмину, которые содержатся в нем, обсуждаются и согласовываются между депутатами и правительством, а после одобрения документа Государственной Думой — берутся в работу. Так, Председатель Государственной Думы сообщил, что прошлогоднее постановление было полностью исполнено правительством.

Вне бюджета

Одновременно с проектом федерального бюджета Государственная Дума рассматривала и 12 бюджетообразующих законодательных инициатив — бюджеты внебюджетных фондов, законопроекты об увеличении МРОТ, об изменении формата полиса ОМС, уточнении страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.

В бюджете ПФР заложены в 2022 году доходы в размере 10,032 трлн рублей и расходы 10,154 трлн рублей. В 2023 году фонд прогнозирует получить 10,591 трлн рублей, а израсходовать —10,574 трлн. В 2024 году доходы фонда могут составить 11,074 трлн рублей, а расходы — 11,167 трлн рублей. Ко второму чтению бюджета ПФР поступило 5 поправок, согласно которым будут уменьшены ассигнования на капитальные вложения ПФР в ближайшую трехлетку. Только в 2022 году 250 млн рублей, снятых с этой статьи расходов, будут направлены на выплаты страховых пенсий. А в 2023 и 2024 году на исполнение публичных нормативных обязательств фонда будет направлено 587 млн и 687 млн рублей соответственно — на эти деньги планировалось продолжить возведение «дворцов пенсионного фонда».

Бюджет ФОМС предусматривает доход бюджета в 2022 году в 2,779 трлн рублей, и расходы в 2,801 трлн рублей. В 2023 году доход фонда составит 2,926 трлн рублей, планируется потратить 2,951 трлн рублей. В 2024 году фонд получит 3,086 трлн рублей и потратит 3,12 трлн рублей. Бюджет учитывает численность застрахованных граждан — по сравнению с 2020 годом их стало меньше на 400 тыс. человек. При этом число работающих граждан сократилось на 1,3 млн, а доля неработающих выросла на 900 тыс. человек. Прирост расходов на финобеспечение базовой программы ОМС составит 6,9% в 2022 году, в 2023 году они увеличатся на 5,5%, а в 2024 — на 5,9%. Региональные отделения фонда получат в 2022 году 2,461 трлн рублей, в 2023 будет распределено по субъектам РФ 2,596 трлн рублей, а в 2024 году — 2,749 трлн рублей. Ко второму чтению бюджета ФОМС было подготовлено 7 поправок уточняющего характера — они не отразились на параметрах бюджета.

Бюджет ФСС в 2022 году пополнится на 988,15 млрд рублей, а расходная часть составит 944,1 млрд рублей. В 2023 году доходы прогнозируются в размере 1054,63 млрд, а расходы 1011,92 млрд рублей. в 2024 году фонд планирует получить доход в сумме 1125,44 млрд рублей и потратить 1076,17 млрд рублей. Бюджет сверстан с учетом распространения новой коронавирусной инфекции и связанной с этим неопределенности, поэтому на трехлетку заложены расходы по временной нетрудоспособности с увеличением по сравнению с 2019 годом на 10% количества оплаченных дней. Ко второму чтению проекта бюджета фонда ФСС поступило 4 поправки, Госдума приняла 2 из них.

Согласно правительственному законопроекту об увеличении МРОТ, минимальный размер оплаты труда в 2022 году должен был увеличиться на 825 рублей и достичь размера 13 617 рублей — то есть рост этого показателя составил бы 6,4%. Но благодаря поправкам президента прожиточный минимум в РФ в 2022 году будет проиндексирован не на 2,5%, как это было заложено в проекте федерального бюджета, а на 8,6%, до 12 654 рублей. А так как Конституция говорит о том, что МРОТ не может быть ниже величины ПМ, рост этого показателя также составит 8,6%. И в результате в 2022 году МРОТ вырастет на 1098 рублей и составит 13 890 рублей.

«Значит, вырастут и размеры социальных пособий, которые зависят от величины прожиточного минимума и МРОТ»,

пояснил Вячеслав Володин.

Напомним, в текущем году средний размер МРОТ — 12 792 рубля, ПМ — 11 653 рубля.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен
Источник: Телеграм
Источник: Телеграм
Эфир