1 октября 2021 • 19:02
3443

Принять за 60 дней

30 сентября Правительство РФ внесло в Государственную Думу пакет законодательных инициатив, который включает в себя проект закона о федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, а также 12 бюджетообразующих законопроектов.

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин сообщил, что на дополнительном заседании Совета Думы, которое было решено провести для того, чтобы не откладывать начало бюджетного процесса, парламентарии рассмотрели эти законопроекты и направили их в рассылку.

«Совет Думы направил их в рассылку для подготовки замечаний и предложений в Совет Федерации, Центробанк, Общественную и Счетную палаты»,

сказал он.

Конкретные разделы бюджета и бюджетообразующие законопроекты были распределены между комитетами Государственной Думы — они будут рассматривать эти инициативы с участием ответственных министерств и ведомств.

Работа началась

«Работа над федеральным бюджетом уже началась. Наша задача — обеспечить реализацию принятых Президентом решений: борьба с бедностью и безработицей, создание целостной системы поддержки семей с детьми вплоть до окончания ими школы, повышение уровня жизни людей в регионах, обеспечение доступного и качественного образования и здравоохранения, развитие инфраструктуры, создание условий для развития малого и среднего бизнеса»,

написал спикер Государственной Думы в своем Telegram-канале.

По его словам, Госдума рассмотрит проект федерального бюджета на 2022-2024 годы в первом чтении 28 октября.

«Это позволит ввести, по существу, бюджетный процесс в традиционные сроки, в которые рассматривались проекты о бюджете»,

отметил глава Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Бюджетный кодекс определяет, что проект закона о федеральном бюджете Государственная Дума должна рассмотреть в течение 60 дней.

«Это очень важно, потому что федеральный бюджет является ориентиром и для региональных бюджетов, поскольку именно в федеральном бюджете предусматриваются те средства, которые получает каждый регион на те полномочия, которые уже относятся к ведению непосредственно регионов»,

пояснил парламентарий.

Но перед рассмотрением проекта бюджета на 2022-2024 годы нужно будет рассмотреть отчет об исполнении бюджета 2020 года — комитет предложил сделать это 19 октября.

«В эти же сроки будут рассмотрены и отчеты об исполнении бюджетов бюджетных фондов [за 2020 год], а соответственно, одновременно с рассмотрением проекта бюджета в первом чтении будут рассматриваться проекты о бюджетах внебюджетных фондов»,

пояснил Макаров.

Андрей Макаров напомнил, что Государственная Дума последний раз рассматривает отчет об исполнении предыдущего года осенью: уже со следующего года она будет делать это в рамках весенней сессии.

А сейчас Комитет по бюджету и налогам будет работать над рассмотрением проектов бюджетов и материалов к ним ежедневно, будут организованы онлайн-трансляции заседаний.

Федеральный бюджет

Ключевые параметры федерального бюджета на 2022 год показывают, что экономика России не просто восстановилась после пандемии — она пошла в рост. Бюджет на следующий год сформирован с профицитом 1,33 трлн рублей, что составляет 1% ВВП. Председатель Государственной Думы напомнил, что еще год назад на 2022 год прогнозировался дефицит бюджета в 1% ВВП.

Доходы федерального бюджета в 2022 году составят 25,02 трлн рублей, причем 15,5 трлн рублей из них (69,9%) — это ненефтегазовые доходы.

Расходы федерального бюджета в 2022 году превысят 23,6 трлн рублей, что на 2 трлн больше, чем закладывали на 2022 год в прошлом году. Свыше трети расходов — 35% — это социальные расходы.

В ближайшую трехлетку существенная часть федерального бюджета будет направлена на поддержку регионов — порядка 10 трлн рублей. И в том числе в полтора раза по сравнению с тем, что планировалось год назад, вырастут межбюджетные трансферты на реализацию национальных проектов в субъектах Российской Федерации.

Бюджетообразующие законопроекты

На пенсионное обеспечение граждан в 2022 году будет выделено 8,79 трлн рублей — такой объем отчислений обозначен в проекте закона «О бюджете Пенсионного фонда РФ в 2022 году и на плановый период 2023 и 2024 годов». На выплату страховых пенсий будет направлено 8,046 трлн рублей, а на обеспечение выплат по накопительной пенсии пойдет 3,83 млрд рублей.

Фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2022 года составит 34 445 рублей, за 2023 и 2024 годы — по 36 723 рубля. Отметим, в 2021 году этот показатель составляет 32 448 рублей.

На выплату материнского капитала, исходя из количества ожидаемых обращений, в 2022 году будет направлено 443,1 млрд рублей, в 2023 году — 541,9 млрд рублей и в 2024 году — 601,5 млрд рублей. Размер материнского капитала составит в 2022 году 503 237 рублей (или 665 009 рублей за второго ребенка), в 2023 году сумма увеличится до 523 366,6 рублей (691 609,5 рублей), в 2024 году — 544 301 рублей (719 273,9 рубля).

Проект федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» предусматривает общий объем доходов бюджета ФФОМС на 2022 год в размере 2 779,2 млрд рублей, на  2023 год — 2 925,7 млрд рублей, на 2024 год — 3 086,3 млрд рублей. Планируется, что страховых взносов на ОМС — это основной источник доходов бюджета фонда — в 2022 году будет собрано 2 447,8 млрд рублей, в 2023 году — 2 593,3 млрд рублей, в 2024 году — 2 745,3 млрд рублей.

На финансовое обеспечение базовой программы ОМС в 2022 году будет направлено 2 461,2 млрд рублей, в 2023 году — 2 596 млрд рублей, в 2024 году — 2 749,6 млрд рублей. На высокотехнологическую помощь в 2022-24 годах будет выделено 112,5 млрд, 117 млрд и 121,69 млрд рублей соответственно.

Проект закона «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» предусматривает общий объем доходов бюджета ФСС в 2022 году в размере 988,15 млрд рублей, расходы в размере 944,1 млрд и профицит 44,03 млрд рублей. В 2023 году доходы фонда прогнозируются на уровне 1 054,63 млрд рублей, расходы — 1 011,92 млрд рублей, профицит 42,7 млрд рублей. В 2024 году ФСС пополнится на 1 125,44 млрд рублей, расходы составят 1 076,17 млрд рублей, а профицит составит 49,26 млрд рублей.

На обязательное социальное страхование в случае временной нетрудоспособности и в случае рождения ребенка бюджет ФСС в 2022 году формируется с профицитом 1,85 млрд рублей, в 2023 году — с дефицитом 7,13 млрд рублей, и в 2024 году дефицит бюджета составит 8,66 млрд рублей. Планируется, что в 2022 году в бюджет ФСС поступит 668,62 млрд рублей взносов ОСС на случай временной нетрудоспособности и по рождению ребенка, в 2023 году эта сумма составит 715,16 млрд рублей, а в 2024 году — 764,32 млрд рублей.

Законопроект о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает, что в 2022-2024 годах сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2021 году: 32 страховых тарифа на ОСС от 0,2 до 8,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. Также сохраняется льгота по уплате страховых взносов на страхование работников организаций любых организационно-правовых форм, а не только входящих в состав общественных общероссийских организаций инвалидов, за включение инвалидов I, II и III групп в трудовой процесс. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний за эту категорию работников работодатели будут отчислять в размере 60%. Также эта льгота в ближайшую трехлетку будет распространена на индивидуальных предпринимателей.

Законопроект об изменениях в закон «О минимальном размере оплаты труда» предусматривает увеличение МРОТ с 2022 года до 13 617 рублей. Отметим, в 2021 году этот показатель составляет 12 792 рубля. Эта инициатива позволит добиться увеличения заработных плат порядка 2,7 млн работников, половина из которых трудится в государственных и муниципальных учреждениях.

Законопроект об изменениях в закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» предусматривает уточнение формы полиса ОМС — это сделает возможным оформление полисов на основании записи акта гражданского состояния. Результатом поправок станет безааявительное оформление полисов ОМС, по факту права — рождения, получения гражданства.

Также законопроект продлевает положения законодательства, которые направлены на ликвидацию кадрового дефицита в медицинских организациях «первичного звена» и обеспечение выплат стимулирующего характера медработникам за выявление онкозаболеваний в ходе диспансеризации и профосмотров населения.

Развитие России — главный приоритет

Проект федерального бюджета на 2022-2024 годы — это бюджет поиска баланса между развитием экономики и страны в целом, и сохранения макроэкономической стабильности. Так прокомментировал внесение бюджета член Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, депутат фракции «Единая Россия» Алексей Канаев.

«Насколько удалось в представленном документе предстоит еще разобраться депутатскому корпусу в ходе работы над законопроектом. Но, мне кажется, попытка была сделана существенная и серьезная»,

отметил он.

Когда доходных источников достаточно — бюджет растет, отметил первый замглавы Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, депутат фракции КПРФ Николай Арефьев.

«Если в этом году доходная часть была 18 трлн, а на следующий год доходная часть — 25 трлн, то это говорит о том, что никаких затруднений с формированием бюджета нет»,

пояснил он.

По словам Арефьева, правительство само формирует факторы, которые влияют на бюджетную политику в стране — и недопустимо делать расходную часть бюджета меньше, чем в текущем году, чтобы обеспечить профицит.

«Если там будут лишние деньги, их надо оставить также на развитие нашей страны, потому что надо помогать и экономике, и социальной сфере»,

отметил он.

В ЭФИРЕ  |  Сейчас: Прямая речь | Далее в 10:00: Понятным языком