Главное
Самая нейтральная углеродность
Как Россия выполняет обязательства по Парижскому соглашению и защищает своих производителей.
15 февраля 2022
4659
Время чтения ~ 6 минут

Климатическое законодательство — для российского права явление новое, оно было создано Госдумой предыдущего созыва. Самым значительным в этой сфере стал закон об ограничении выбросов парниковых газов, принятый седьмой Думой в самом конце созыва. Новая Госдума подхватила эстафету и приняла в декабре 2021 года закон, который вводит ответственность за неучтенные выбросы и нарушение требований об установке автоматических систем контроля за выбросами.

С чем связано появление норм о контроле за выбросами в российском законодательстве, читайте в материале «Дума ТВ».

ТАМОЖНЯ БЕРЕТ ДОБРО

К 2050 году Европа планирует достигнуть «углеродной нейтральности», и за превышение максимального объема выбросов предприятия в ЕС начали штрафовать уже с 2005 года. А к 2026 году Еврокомиссия планирует ввести систему экологических таможенных сборов ЕС и модернизированную систему торговли углеродными квотами. К этому времени заработает механизм трансграничного углеродного регулирования — трансграничный компенсационный механизм, в рамках которого будут введены пошлины на товары, которые импортируются в ЕС.

С 2023 года по 2025 запланирован переходный период, во время которого под контроль попадут выбросы электростанций, а также предприятий, занимающихся производством железа и стали, алюминия, цемента и удобрений. На этапе перехода их штрафовать не будут, но они должны будут передавать в Еврокомиссию сведения об объемах выбросов вредных веществ, а откажутся — будут записаны в «плохие».

Эти меры призваны инициировать переход экономики на экологически чистые технологии — иначе и европейским компаниям, и предприятиям, которые торгуют с Европой, придется регулярно тратиться на цифровые сертификаты, стоимость которых зависит от цены «единицы сокращения выбросов», так называемой «углеродной единицы».

Отметим, что «зеленая» политика Европы ощутимо отразится на ее торговле с Россией — РФ является самым крупным поставщиком железа и стали, алюминия и удобрений в ЕС и заинтересована в сохранении этого экспортного рынка.

ХОЧЕШЬ МИРА — ГОТОВЬСЯ К ПРОВОКАЦИЯМ

По идее, России беспокоиться не о чем, углеродный след в российской продукции — на уровне производств Германии и США. По словам первого замглавы Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, депутата фракции «Единая Россия» Владимира Бурматова, РФ удалось в этом плане вырваться вперед за счет изменения структуры экономики.

Мы сегодня одни из немногих экологических доноров нашего земного шара. У нас одна из самых чистых структур энергетики, генерации электроэнергии, самого компактного, небольшого углеродного следа в продукции,

отметил он.

Россия больше всех сократила выбросы, отметил глава Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики, депутат фракции КПРФ Николай Харитонов.

По сравнению с базовым 1990 годом это сокращение составило около 30%, а с учетом поглощающей способности лесов и вовсе, наверняка, наполовину,

подчеркнул он.

Отметим, что таким образом РФ выполняет обязательства по Парижскому соглашению. И Бурматов отметил, что следующая цель России — сделать углеродный след в продукции российских компаний одним из самых низких в мире.

Но международная обстановка обязывает наше государство быть готовым к необоснованной дискриминации отечественных производителей со стороны Евросоюза, к поиску «углеродного следа» там, где его нет.

ЗЕЛЕНЕНЬКИЙ ОН БЫЛ

У нас огромные территории лесов, которые являются естественным фильтром для очистки парниковых газов, напомнил первый замглавы Комитета по экономической политике, депутат фракции КПРФ Николай Арефьев.

Если удастся решить вопрос с контролем за лесами, то не надо будет и с парниковыми газами бороться, отметил парламентарий. Он, между прочим, уверен в том, что борьба с парниковыми газами навязана Западом.

Согласен с депутатом и его коллега из «Единой России», зампред Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Николай Николаев: по его словам, «зеленая идеология» все больше обретает форму религии. Он напомнил, что подписанное рядом стран, в число которых входит Россия, Парижское соглашение о снижении объемов парниковых выбросов ставит перед государствами цель, истинность которой проверить невозможно.

Депутат от фракции СРЗП Анатолий Вассерман и вовсе назвал парниковую теорию сознательной корыстной ложью и высказал уверенность в том, что необходимо расследование этого «мошенничества». А лидер фракции социалистов Сергей Миронов призвал тратить деньги на решение проблем безопасности, а не на «углеродный налог» — поскольку под предлогом решения экологических проблем, по его словам, готовится передел мировой экономики в интересах Запада.

ПО НОВЫМ ПОНЯТИЯМ

Превентивным ответом на такие вызовы и является законодательство о регулировании выбросов парниковых газов: оно позволяет РФ выполнять обязательства, которые наше государство взяло на себя в рамках Парижского соглашения, и в то же время направлено на защиту российских производителей от европейского «зеленого» произвола. Регулировать объемы выбросов Россия планирует сама, не дожидаясь директив с Запада.

В июле 2021 года вступил в силу закон о сокращении выбросов парниковых газов, который установил понятийный аппарат в этой сфере. Этот закон вводит государственный учет выбросов, установление целевого показателя их сокращения и критерии, по которым проекты можно отнести к климатическим. В рамках таких проектов компании могут, к примеру, заниматься лесовосстановлением и «зарабатывать» углеродные единицы, дополнительно к получаемым за регулирование выбросов при осуществлении основной деятельности, и предъявлять эти единицы при экспорте продукции.

Также в российском экологическом законодательстве появилось понятие «углеродная единица» — такие единицы начисляются компаниям в порядке оценки их деятельности по сокращению объемов выбросов при производстве и увеличению поглощения парниковых газов.

КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Следующим шагом, логическим продолжением закона об ограничении выбросов, стало принятие закона об ответственности за нарушение требований по оснащению производств системами автоматического контроля выбросов.

Поправки в КоАП, которые с начала февраля вступили в силу, предусматривают ощутимые штрафы для компаний, которые не выполняют требования законодательства об ограничении выбросов загрязняющих веществ или сообщают ложные сведения об уровне выбросов, и для должностных лиц, которые ответственны за принятие соответствующих решений.

Но и на этом законодательное регулирование вопроса выбросов не закончится — Президент РФ Владимир Путин уже поручил Председателю Государственной Думы Вячеславу Володину и главе правительства Михаилу Мишустину до 15 июня 2022 года внести в законодательство поправки об административной и финансовой ответственности юридических лиц и ИП, которым предписано снизить производственные выбросы до объема установленных для их предприятий квот: с нарушителей будут взыскивать не только штрафы, размер которых будет зависеть от оборота компании, но и ограничивать выплату дивидендов.

САМЫЙ ЧИСТЫЙ ОСТРОВ

А 15 февраля в Государственной Думе рассмотрят во втором чтении правительственный законопроект об эксперименте по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных регионах России — таким образом Дума и правительство выполняют еще одно поручение президента.

Первым регионом, в котором начнется эксперимент, стала Сахалинская область. На ее территории к концу 2025 года планируется обеспечить углеродную нейтральность, а после распространить отработанные на Сахалине механизмы на всю Россию. Документ предусматривает и включение в эксперимент других субъектов Российской Федерации.

В ходе эксперимента в Сахалинской области будут проверять методы и инструменты сокращения выбросов и повышения поглощения парниковых газов. Будет проверена инвентаризация выбросов и поглощений, внедрено квотирование выбросов предприятий региона, а также введена более широкая, чем на федеральном уровне, обязательная углеродная отчетность.

Профильный комитет подготовил законопроект ко второму чтению — вместе с уточнением терминологии законопроекта, срок его вступления в силу в случае принятия предлагается сдвинуть на осень 2022 года.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен