Фото: ИТАР-ТАСС/Владимир Смирнов
Государственная Дума в седьмом созыве с нуля создавала климатическое законодательство. Одним из наиболее важных законов в рамках запланированного Еврокомиссией запуска системы экологических таможенных сборов стал принятый 1 июня правительственный законопроект об ограничении объемов выбросов парниковых газов.
Рассказываем, как закон поможет России отвечать на подобные действия со стороны западных партнеров и подготовиться к вызовам.
Первый шаг к безуглеродным рельсам
Так называемый трансграничный компенсационный механизм будет запущен в рамках перевода экономики Европейского союза на безуглеродные рельсы к 2050 году.
С 2026 года иностранные импортеры должны будут приобретать экологические сертификаты. Их стоимость будет зависеть от объема углеродных выбросов при производстве продукции, уточняет ТАСС.
«Если производитель сможет подтвердить, что он уже уплатил [национальный] углеродный сбор при производстве этих товаров, объем этого сбора вычитается из тарифа, который ЕС выставит импортеру»,
С 2023 года начнет действовать переходный период, когда углеродное регулирование будет применяться только к производителям алюминия, железа, стали, удобрений, цемента и электричества. Они будут информировать Еврокомиссию об уровне выбросов их производств без оплаты счетов.
Кому многомиллиардные доходы, кому — риски
К 2030 году ЕК рассчитывает получать от системы около 10 миллиардов евро в год. Этими средствами планируется пополнять бюджет Евросоюза и финансировать переход государств организации к «зеленой экономике».
Тем временем возможные потери отечественных предпринимателей оцениваются на уровне 5 млрд долларов ежегодно.
Это связано с тем, что европейский рынок является для России основным экспортным рынком, заявлял ранее председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды, член фракции «Единая Россия» Владимир Бурматов.
Не найдут углеродный след — так придумают
Углеродный след в отечественной продукции — один из самых низких в мире, на уровне США и Германии.
По сокращению объемов выбросов парниковых газов Россия является одним из лидеров. Если в Европе ставят задачу сократить парниковые газы до 55%, то наша страна уже сократила их до 70%.
«За счет изменения структуры экономики мы очень серьезно вперед вырвались. Мы сегодня одни из немногих экологических доноров нашего земного шара. У нас одна из самых чистых структур энергетики, генерации электроэнергии, самого компактного небольшого углеродного следа в продукции»,
Поэтому он уверен, что Евросоюз начнет дискриминировать российских производителей, более конкурентоспособных, в угоду национальным производителям своих стран.
«Сейчас начнут придумывать, что эти отрасли у вас слишком грязные, вот здесь у вас углеродный след слишком большой, вот эту генерации энергии мы чистой не считаем — придумают чего-нибудь. Для того чтобы этот углеродный след найти и всевозможным образом его нарастить в своих фантазиях и оценках»,
Поэтому все результаты, достигнутые национальными производителями благодаря переходу на лучшие из доступных на сегодняшний день технологий, в том числе за счет перестройки производства, Россия будет защищать на международной арене.
Что противопоставить взамен?
В России долгие годы не существовало законодательства, которое регулировало бы выбросы парниковых газов — сегодня такое законодательство сформировано. И оно является одним из самых передовых в мире на сегодняшний день, констатировал Владимир Бурматов.
Самое главное, что оно создает возможности не только для того, чтобы Россия участвовала в международных климатических проектах и исполняла обязательства, взятые в рамках Парижского соглашения, но и для ответа на недружественные действия со стороны Евросоюза и его дискриминационные меры в отношении наших экспортеров.
Глава думского комитета убежден, что закон о сокращении парниковых газов действительно позволит защитить отечественных производителей.
В частности, он устанавливает понятийный аппарат, меры по ограничению выбросов парниковых газов — в том числе госучет выбросов, установление целевого показателя их сокращения, критериев отнесения проектов к климатическим и порядка верификации результатов их реализации.
Он даст возможность производителям реализовывать климатические проекты и заниматься лесовосстановлением, а не платить пошлины на границе.
Вместе с тем, в оборот планируется ввести «углеродные единицы», которые можно будет предъявлять при экспорте продукции. Создается возможность учета объемов выбросов парниковых газов и законодательные основы для ее внедрения.
«Мы сможем предъявлять на границе и говорить: здесь — у нас производитель на столько-то тонн сократил объемы выбросов парникового газа, вот — углеродные единицы, которые он может предъявить при перемещении товаров через границу. Другой производитель активно занимается лесовосстановлением, значит, увеличивает поглощающую способность лесов, вот — углеродные единицы, которые мы тоже можем предъявить, которые должны быть зачтены»,
Важно защитить и поглощающую способность лесов, которую тоже постоянно ставят под сомнение: якобы российские леса поглощают углекислый газ в несколько раз меньше, чем в других странах. Но как дерево одной породы, произрастающее на одной широте, у них может поглощать в два раза больше, чем у нас, возражает депутат.
Продолжение следует
С принятием основного закона об ограничении выбросов парниковых газов основная работа впереди. В том числе предстоит провести эксперимент по углеродной нейтральности в Сахалинской области.
«Россия будет первой из стран, которая этот эксперимент проведет. Потому что другие государства заверяют к 2060-му году достижение углеродной нейтральности»,
Он добавил, что к эксперименту могут присоединиться и другие регионы.
Кроме того, Комитет по экологии и охране окружающей среды взял на парламентский контроль подготовку всех подзаконных актов к закону об ограничении выбросов парниковых газов.
Вместе с представителями РСПП и учеными-экологами депутаты будут следить за принятием подзаконных актов, которые сегодня готовит правительство. По словам Владимира Бурматова, уже состоялись слушания, где разбирались первые подзаконные акты к закону о сокращении выбросов парниковых газов.