Закон о просветительской деятельности был принят Государственной Думой в третьем чтении 16 марта 2021 года, и уже 1 июня он вступит в силу. Чего ждать от нового закона о просветительской деятельности, кого он коснется и кто может вести просветительскую деятельность, разбирались в «Дума ТВ».
Что такое просветительская деятельность?
Понятийный аппарат закона об образовании включает в себя образование, воспитание, обучение и образовательную деятельность. Образование включает в себя воспитание и обучение, а образовательная деятельность ограничена реализацией образовательных программ.
Поправки в закон «Об образовании в РФ», которые в средствах массовой информации называют «законом о просветительской деятельности», добавляют к нему определение еще одного понятия — «просветительская деятельность».
Согласно этому определению, просветительской деятельностью можно назвать деятельность, которая одновременно:
— осуществляется вне рамок образовательных программ,
— направлена на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенций,
— проводится в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов,
— «затрагивает отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации».
Можно сделать вывод о том, что просветительская деятельность с точки зрения закона — это обучение детей и молодежи сверх программы обучения в образовательной организации, где эта работа проводится. Под определение просветительской деятельности можно подвести кружки и секции, лекции и семинары, тренинги и мастер-классы, которые проводятся в государственных образовательных организациях.
Это значит, что просветительскую деятельность в школах и вузах государство возьмет под свой контроль.
Кто может заниматься просветительской деятельностью?
Просветительской деятельностью, согласно поправкам в закон об образовании, принятым Госдумой 16 марта 2021 года, занимаются органы государственной власти и иные государственные органы, органы местного самоуправления и уполномоченные ими организации, а помимо них, просветительской деятельностью вправе заняться физические лица, ИП и юрлица — при соблюдении требований, предусмотренных ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ.
Эти требования заключаются в запрете на использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, которая пропагандирует исключительность, превосходство или неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной и языковой принадлежности или отношения к религии. В том числе по закону запрещено вести просветительскую деятельность путем распространения ложной информации об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов. Помимо этого, просветительская деятельность не должна побуждать к противоречащим российскому законодательству действиям.
Зачем нужны эти поправки в законе?
Правовое регулирование просветительной деятельности в законе об образовании потребовалось для защиты детей и юношества от антироссийской пропаганды — правительство посчитало, что недопустимо проведение в школах и вузах России мероприятий, направленных на разжигание розни по всевозможным признакам, дискредитацию государственной политики, пересмотр истории, призывы к участию в незаконных акциях. А они как раз зачастую проводятся под видом образовательных и просветительских лекций и семинаров.
Помимо этого, закон позволит использовать и возможности самих образовательных организаций для распространения информации о достижениях российской науки и культуры, сведений об историческом наследии.
Закон определяет, что просветительскую деятельность можно будет проводить только в тех формах, которые определит Правительство РФ. Будет утвержден и порядок отбора учреждений, которые займутся методическим обеспечением деятельности школ и высших учебных заведений. Вузы также будут обязаны перед подписанием соглашений о международном сотрудничестве получать заключения профильных министерств. Для того, чтобы обеспечить такими заключениями подписанные ранее соглашения, закон дает вузам время до 1 сентября 2022 года.
Кабмин установит и порядок контроля за проведением такой деятельности.