В КПРФ предложили сделать ЕГЭ добровольным
В Государственную Думу внесен законопроект о добровольности Единого государственного экзамена.
Депутаты фракции КПРФ разработали документ, который устанавливает — сдача ГИА по образовательным программам среднего общего образования в форме Единого государственного экзамена проводится по желанию школьника. В случае, если обучающийся не имеет желания сдавать ЕГЭ, он сдает итоговую аттестацию в форме выпускных экзаменов.
Помимо этого, законопроект предусматривает обязательные экзамены не только по русскому языку и математике, но и по литературе «как главному средству нравственного воспитания в школе». Этот экзамен по выбору учащегося может проходить в форме сочинения или в устной форме.
Региональные министерства образования, согласно документу, будут иметь право вводить обязательные экзамены и по другим предметам, причем в ЕГЭ по истории и обществознанию должна быть включена устная часть.
Парламентарии предлагают сделать ЕГЭ одной из форм конкурсных испытаний при приеме в вузы, наряду с экзаменами, которые образовательные организации проводят самостоятельно, и выбор формы вступительных экзаменов оставить за абитуриентами.
«Согласно последним социологическим опросам, около 70 процентов граждан России выступают против обязательного единого государственного экзамена. Большинство граждан готовы согласиться с ЕГЭ при его проведении исключительно на добровольной основе»,
Авторы законопроекта напоминают, что ЕГЭ вводился для того, чтобы облегчить поступление абитуриентов из субъектов РФ, малых городов и сел в ведущие вузы и снизить коррупцию при приеме в высшие учебные заведения. И в части расширения доступа молодых людей в ведуще вузы городов-миллионников цель достигнута, но у выпускников вузов нет стимула возвращаться в регионы, и это обедняет интеллектуальный потенциал субъектов РФ.
Помимо этого, обеспечивая более высокую академическую мобильность, ЕГЭ увеличивает неравенство образовательных возможностей семей в зависимости от их достатка — семьи с низкими доходами не имеют возможности тратиться на репетиторов в такой же степени, как это делают зажиточные россияне.
Также негативное влияние на образование ЕГЭ оказывает и в плане возникновения функциональной неграмотности молодежи — школьники концентрируются на изучении предметов, по которым они намерены сдавать ЕГЭ. И даже при улучшении системы контрольно-измерительных материалов формализованный экзамен приводит к формированию «клипового мышления».
Напомним, первый замглавы Комитета по образованию и науке, депутат фракции КПРФ Олег Смолин отметил, что падение качества образования в России во многом связано с ЕГЭ, поскольку в старших классах дети преимущественно не учатся, а готовятся к экзаменам. Также ранее коммунисты внесли в Государственную Думу законопроект об исключении из закона «Об образовании» термина «образовательные услуги». Говоря о статусе и загруженности педагога в РФ, Олег Смолин назвал российских учителей рекордсменами по количеству времени, которое они тратят на бюрократические процедуры — отчеты и проверки.