В среду, 25 августа, пройдет заседание Государственного Совета, которое будет посвящено вопросам образования — президент России Владимир Путин обсудит с его участниками качество школьного обучения, подготовки педагогов, внедрение цифровых технологий, проблемы ремонта и безопасности школ. Президент выступит с докладом, который основан на обсуждениях, проведенных и на уровне партии парламентского большинства, и на уровне глав субъектов Российской Федерации.
Да, у российского образования, несмотря на то, что оно по-прежнему считается одним из лучших в мире, много проблем. Так, опрос, который провели международная образовательная компания «Якласс» и «Сколково», показал, что 71% учителей считает российскую систему школьного образования устаревшей — только треть опрошенных учителей назвали ее соответствующей современным запросам, сообщали «Известия».
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин ранее отмечал, что в России выросла доступность образования — в частности, стало больше обучающихся в высших учебных заведениях.
«У нас сейчас практически 80% выпускников школ идут поступать в вузы, учатся кто на бюджетном, кто на платном»,
Но для того, чтобы учиться в вузах успешно, они должны получить от школы все возможное. А что может дать детям современная «несовременная» школа?
Редакция «Дума ТВ» обратилась к депутатам Государственной Думы за разъяснением, какую проблему российской школы они считают основной, возможно ли решить ее в ближайшем будущем — и не создает ли для школьников дополнительную нагрузку атмосфера натаскивания на ЕГЭ?
Учительница бедная моя
Первый зампред Комитета по образованию и науке, депутат от фракции КПРФ Олег Смолин отметил, что единственную главную проблему современного образования назвать нельзя — существует по крайней мере 12 системных проблем. Он обозначил основные — финансирование школ, статус педагога и бюрократизация образования.
«По доле расходов на образование в 2012 году по данным ЮНЕСКО мы занимали 98 место, в 2018 году — 120. Мало того, доля этих расходов, по данным Алексея Кудрина, в трехлетнем бюджете будет сокращена»,
«Это статус педагогического работника. В России в большинстве регионов кадровый кризис. Люди не идут в школу, потому что реальная заработная плата не соответствует затратам труда»,
«Российский учитель — мировой рекордсмен по количеству времени, которое он тратит на бумаги, отчеты, проверки и так далее. Это ненормально, это даже не требует денег, это требует политической воли. 80% всех бюрократических процедур не связаны с органами управления образованием»,
«Цифровая трансформация требует дополнительных усилий и от школьников, и от учителей, и от родителей для того, чтобы и подготавливаться к занятиям, и контролировать различные уроки, занятия, и представлять дополнительные материалы»,
Рост бюрократической нагрузки на учителей во многом препятствует внедрению современных технологий. По словам Пилипенко, объем «бумажной» работы, которая возложена на учителей-предметников, классных руководителей, завучей и директоров школ, требует нормативного регулирования.
«Не случайно мы комитетом выходили с предложением закрепить перечень документов, которые готовит учитель, классный руководитель, директор школы, как для представителей региональной системы образования, так и для федеральной системы образования»,
«Главная проблема современной школы — это отсутствие подготовки детей к реальной жизни. Ведь с начальных классов упор в образовании идет на подготовку к выпускным экзаменам, а в старших классах — так вообще порой отсутствует базовое образование, и детей усиленно готовят к шаблонным экзаменам»,
Спасибо, что конца урокам нет?
Если сопоставить современный учебный план с последним советским, можно заметить интересный момент: учебное время на предметы, которые должны работать на модернизацию страны, ее экономическое развитие, сокращено в полтора раза, отметил Смолин. Раньше, отметим, в школе уделяли математике, физике, химии и биологии 15% времени.
Такая же ситуация с гуманитарными дисциплинами, направленными на формирование гражданина — это история, литература, русский язык, география.
Но несмотря на это, программа увеличилась.
«Мы должны, с моей точки зрения, более тщательно отобрать материал, уменьшить объем материала, но добиваться того, чтобы он оставался в головах детей, а не проходил мимо. Поэтому и в объеме материала дело, и в сложности учебников — учебники для детей очень часто написаны как для студентов»,
«Многие школьники сегодня после поступления в вузы, простыми словами, выдыхают — потому что хоть в высших учебных учреждениях само образование в разы тяжелее, но по сравнению с той психологической нагрузкой, постоянным надзирательством и пресечением любой фантазии в школах это просто цветочки»,
Пилипенко отметила, что во время перехода на дистанционное обучение родителям и детям пришлось заниматься с репетиторами в большем объеме, чем они занимались в школе, и это серьезная проблема, которая активно обсуждается, как и пути реорганизации единого государственного экзамена.
Чему научат в школе?
В ходе соцопроса выяснилось, что многие учителя уверены — в школьную программу нужно добавить новые предметы. Четверть педагогов назвали психологию, 18% — финансовую грамотность, цифровую грамотность и эмоциональный интеллект предлагают изучать в школе по 13% учителей. Но 20%, напротив, считают, что в программе есть лишние предметы.
Смолин отметил, что от некоторых предметов действительно следует избавляться, а новые предметы могут появляться как разделы в уже существующих: так, элементы психологии и финансовой грамотности могут быть включены в «Обществознание».
«Я говорю это как доктор философских наук, понимающий, о чем веду речь. Поэтому загружать школу дополнительными новыми предметами неправильно, надо более эффективно использовать время, которое есть»,
«Каждый регион должен обязательно учитывать региональную специфику, и в качестве дополнительных предметов, если и вводить, то это должны быть краеведение, история родного края. Вот на мой взгляд это намного важнее, нежели вводить централизованно дополнительные дисциплины, которые в частности предлагались и в рамках социального опроса»,
«Конечно, новые предметы в школах нужны. Но здесь в первую очередь нужно задаться вопросом, вместо чего будут эти предметы, поскольку программа сейчас перегружена, перегружена серьезно»,
«У ребят формируется взгляд на жизнь, вырабатывается жизненная позиция, и где, если не в школе, они будут получать базовые знания, навыки, которые они смогут спокойно потом применять в своей жизни. Ведь сейчас даже многие взрослые отдают большие деньги, чтобы пройти курсы по той же финансовой грамотности, потому что нас как раз этому не учили»,