Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин поручил без отлагательства провести широкое обсуждение выхода России из Болонского процесса и поставить эту проблему на особый контроль.
Совершенно очевидно, что эта тема требует скорейшего рассмотрения. Возможно, сразу после приезда из регионов проведем обсуждение этого вопроса либо в рамках Совета Думы, либо, если потребуется, проведите расширенное заседание комитета,
О целях Болонского процесса, о вреде, который европейская система стандартов наносит отечественному образованию, и о том, что парламентарии считают необходимым изменить, чтобы улучшить качество обучения российских ребят, читайте в материале «Дума ТВ».
ЧТО ТАКОЕ БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Болонским процессом называют серию переговоров, которая началась 19 июня 1999 года с подписания декларации в Болонском университете. Западные чиновники планировали свести в общую систему стандарты высшего образования своих государств, и для этого проводились встречи на уровне министерств. В итоге было создано Европейское пространство высшего образования, в которое вошли 29 стран Европы. А сейчас в Болонский процесс включены уже 48 государств.
Российская Федерация присоединилась к нему в сентябре 2003 года, и с этого момента началась «перестройка» российской системы образования для приведения ее в соответствие с западными образовательными «идеалами».
Главная цель Болонского процесса — сделать уровни высшей школы в разных странах одинаковыми, а научные степени, получаемые после обучения — сопоставимыми, чтобы граждане этих государств имели свободный доступ к высшему образованию, свободно перемещаясь по Европе. Также в качестве результата введения Болонской системы декларируется повышение качества образования и более успешное трудоустройство людей, которые получили образование «по системе».
Но одновременно Запад, в соответствии с Болонской декларацией, щедро делится с вузами стран-участниц «европейскими воззрениями», которым все участники процесса обязаны соответствовать. Отказаться от этой «надстройки» нельзя, да и плюсов в сотрудничестве заявляется порядочно: это и приложение к диплому, которое признается во всех странах-участницах Болонской системы, и возможность для студентов и педагогов стажировки и трудоустройства в любой стране Евросоюза.
ЛЕБЕДЬ, РАК ИЛИ ЩУКА?
Систему образования в России в начале нулевых перекроили полностью. «Общечеловеческие» педагогические программы были созданы практически с нуля, в соответствии с ценностями и стандартами Евросоюза. В школах, для обеспечения равного доступа к высшему образованию для детей на всей территории РФ, были введены Единые государственные экзамены, которые оценивают знания детей по европейским стандартам — в тестовой системе.
Но к улучшению качества образования эти реформы не привели. «Западные» госэкзамены для школы, с одной стороны, стали дамокловым мечом, превратив ее в инструмент для натаскивания, а с другой — лишили ее шанса научить новое поколение критически мыслить, рассуждать, анализировать. Дети имеют нулевые знания за пределами предметов, которые они собираются сдавать на ЕГЭ, отметил ранее первый зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию, депутат фракции КПРФ Олег Смолин.
Падение качества образования во многом связано с ЕГЭ, поскольку в последних классах ребята преимущественно не учатся, а готовятся к ЕГЭ,
«ВЫШКА» ИЛИ ЧТО-ТО СРЕДНЕЕ
Подготовка специалистов в российских вузах, в соответствии с европейскими стандартами, была разбита на трехцикловое обучение — бакалавриат, магистратуру и аспирантуру с модульной системой обучения. Но новых возможностей для трудоустройства для выпускников вузов не возникло.
Любой работодатель вам скажет, что бакалавр — это недоучка. В СССР были инженеры, специалисты с нормальным пятилетним образованием, и надеюсь, что министерство [науки и высшего образования] возродит эту систему,
Еще один негативный эффект — выборочные знания студентов, отсутствие в них системности. Та же беда, что и в школе: там дети учат только то, что нужно для ЕГЭ, а тут — студенты сами выбирают предметы, гоняясь за «кредитами», а остальные дисциплины остаются на периферии их зрения.
Помимо того, при всей стандартизации и при всех «общих пространствах», для европейских «коллег» российские вузы точно так же остаются на периферии. При том, что дипломы российских выпускников обещают своим владельцам теплый прием практически во всех странах Евросоюза, — признают их отнюдь не везде.
УЧЕНОСТИ ПЛОДЫ
Ну а как же «правильные» воззрения, навязанные российскому образованию? Разве воспитание личностей по европейским стандартам не должно гарантировать им успешную интеграцию в западное общество? Нет, монополия на истинно европейскую картину мира остается за «правильными» европейцами, а также за молодежью из антироссийски настроенных «приемышей» Евросоюза. Россияне в число счастливых «граждан мира» не входят. А значит, в требовании сохранять верность европейским ценностям следует усматривать другой смысл.
Последние события показали, насколько здорово на Западе умеют «дружить против». И насколько хорошо работает иезуитская образовательная система, направленная на извращение системы ценностей молодых людей, подчинение их целям, которые не совпадают с интересами родного государства — а иной раз даже противоречат основам его существования.
Пора отказаться от Болонской системы и вернуться к традиционной русской системе образования: одерживая победы на фронте, мы рискуем понести идеологическое поражение, потеряв целое поколение наших граждан — ныне школьников и студентов,
Нас нельзя взять самыми современными видами оружия, но можно взять иначе — оболванив нашу молодежь,
ДАВАЙ, ДО СВИДАНИЯ
Глава Комитета ГД по науке и высшему образованию, депутат фракции СРЗП Сергей Кабышев отметил, что при совершенствовании системы образования важно учесть как положительные стороны советской системы, так и «уроки» Болонской.
Нужен целый комплекс мер, позволяющий в короткие сроки восполнить пустоту, которая образовалась в результате враждебной и вредоносной для страны «реформы» образования,
Нами подготовлена версия законопроекта, которая предполагает, что образование специалиста должно быть основным, но не предполагает запрещать вузам участвовать в Болонском процессе, если наши позиции в этом отношении будут восстановлены,
Мы считаем, что не важно, как система будет называться. Как всегда, стоит вопрос, как учат и чему учат,
Нужно лишь адаптировать традиционное русское образование к вызовам современности, и из наших вузов вновь начнут выходить яркие, талантливые и высокообразованные граждане своего Отечества, а не менеджеры с идеалами потребительства,