Из-за пандемии коронавируса многие образовательные организации работают в непривычном и неудобном для них дистанционном режиме. Обстоятельства заставили российские школы и вузы — а заодно и родителей с детьми — принять участие в «обкатке» нового для них формата работы.
То, что получается в итоге, не нравится никому. В обществе идет ожесточенная дискуссия уже даже не о том, как изменить формат электронных занятий, чтобы сделать их удобнее и лучше, — а о том, нужна ли дистанционка вообще. Масла в огонь подливают слухи о всеобщей «цифровизации» школ, но Президент РФ уже не раз заявлял о невозможности перехода российского образования на полностью электронный формат.
«Разговоры о закрытии школ, о якобы полном переходе в будущем на дистанционный формат обучения являются несерьёзными, потому что как бы ни развивались технологии, но именно совместная работа, творчество, прямое, непосредственное общение ученика и учителя – это то, что даёт высокое качество образования»,
Убрать пробелы в законодательстве
Законопроект, который распределял полномочия по определению порядка проведения дистанционного обучения между Минпросом и Миннауки, был отозван на прошлой неделе из Государственной Думы для дальнейшей доработки.
Председатель ГД Вячеслав Володин тогда призвал депутатов не спешить в таких важных вопросах и активнее вести диалог с врачами, с учительским сообществом.
«Когда речь идет о таких очень важных вопросах, как дистанционное обучение в школах, правильно было бы вести диалог с родительским сообществом»,
Председатель ГД отметил, что при переводе на дистанционку страдает качество образования. Не решен вопрос и с техническим обеспечением такого перехода, не везде может быть доступ к интернету. Да и с кем оставить детей — это тоже серьезная проблема для некоторых родителей. И надо обсуждать эти вопросы, прежде чем выносить проект на первое чтение.
Депутаты партии парламентского большинства не считают дистанционное обучение панацеей. Это временная мера, которая обеспечивает безопасность детей в особых условиях.
«Проблема номер один — безопасность жизни и здоровья студентов и преподавателей»,
Школа не только учит, но и дисциплинирует, школа помогает обществу воспитывать настоящих граждан, напомнила член Комитета по образованию и науке Ольга Пилипенко. И поэтому, конечно, не может быть и речи о полном переходе на электронную форму обучения.
Но то, что в законе «Об образовании» есть пробелы — это объективная реальность. В нем не учтены особенности дистанционного обучения и организации труда педагогов, и это надо исправить. Порядок проведения государственной итоговой аттестации в электронном формате тоже не прописан в законе.
Отчасти решить проблему с нормированием дистанционного труда педагогов помогут новые нормы Трудового кодекса о дистанционной работе. Но есть специфические вопросы, связанные с организацией образовательного процесса, поэтому необходимо скорректировать, а может быть, и разработать новые профессиональные стандарты, отметил Исаев. Он напомнил, что правительство внесло в ТК РФ поправку о создании отраслевых систем оплаты труда.
Нужно учесть, что на дистанционке увеличивается нагрузка на преподавательский состав — большое количество времени уходит на подготовку учебных материалов, на проведение занятий, различных видов аттестации. «Пандемический» опыт показывает, что проведение занятий в электронном виде увеличивает и расходы учебных заведений — немалые средства идут на техническое обеспечение занятий и интернет.
Не решен вопрос с требованиями к организации рабочих мест учителей и учеников, обеспечение техсредствами педагогов и детей — тоже проблема. Нужно адаптировать к дистанционному формату занятий образовательные программа — но их мало доработать, надо еще и сертифицировать.
Много нерешенных вопросов, без должного внимания к которым качественного «электронного» образования не будет.
Дистанционка: дикая и несимпатичная
Депутаты из фракции КПРФ категорически против дистанционки — по словам главы фракции Геннадия Зюганова, она нарушает социальную справедливость. У 25% семей в России нет компьютеров, и как им учиться «на дистанции»? Кто обеспечит компьютерами деревни и обучит учителей? Беспокоит коммунистов и нарушение требований СанПиНа, когда детям приходится сидеть у экрана по пять часов.
Очная форма обучения — это надежный и безопасный способ дать образование. Особенно в современных условиях — потому что не очень понятно, чему может научить своих детей на дистанционке поколение ЕГЭ, «этой бабы Яги».
Согласны с депутатами-коммунистами и в «Справедливой России». Заочное обучение вводилось для детей с ограниченными возможностями здоровья, напомнил глава фракции Сергей Миронов, — и в этих целях применение такой формы получения образования оправдано. Но не более того.
Качество образования падает, и в этом, по словам депутатов-справедливоросов, виновата дистанционка. Потому что через экран «никакой даже самый выдающийся профессор» ничему не научит: школьники не всегда мотивированы и в силу возраста не отдают себе отчет в том, насколько им необходимы знания.
Очная школа: скандалы, коррупция, сколиоз
Во фракции ЛДПР, напротив, считают дистанционное обучение благом для общества.
Потому что где начинается российская коррупция? В школе, напоминает глава фракции ЛДПР Владимир Жириновский. Школа провоцирует коррупцию, и начинается все с цветочков и подарков учителям.
Оттуда же берет начало и социальное неравенство. Это для техники все дети равны: ей не важно, кто ты и какой достаток у твоих родителей, — а учитель видит и делает выводы. И отметки ставит иногда не за знания, а за родителей. Или за то, что ученик его просто раздражает.
Конфликты, кстати, тоже решит дистанционка. Во-первых, учителям не придется больше по пол-урока «воспитывать», наводить порядок в классе — они будут не церберами, а координаторами. А во-вторых, прекратятся подростковые драки и травля, доводящая детей до самоубийств.
Есть у дистанционки и другие плюсы. Это гибкий формат, детям не нужно регулярно посещать лекции, семинары, — они работают «в удобное для себя время, в удобном месте, в привычном для себя темпе». Заочники, по словам главы фракции ЛДПР, выигрывают и в плане здоровья, и по уровню знаний. Он даже предложил провести эксперимент, организовав экзамены в конце года для сравнения, чему научились ребята, которые получали знания в классе, с знаниями детей, учившихся дома.
По словам парламентария, результат заранее очевиден.
Между тем, по статистике Минпроса процент школ, закрывшихся на карантинные мероприятия, на 12 декабря составил 0,28%. В 113 школах в 36 регионах сохраняются карантинные меры в связи с эпидемиологической ситуацией.