С 1 сентября вступит в силу закон, согласно которому в Кодексе об административных правонарушениях появится положение о праве граждан РФ на дистанционное обжалование штрафов, выписанных без составления протокола. Водители смогут направлять жалобы через портал государственных и муниципальных услуг — но при желании остаются вправе обжаловать штраф и «по старинке».
«Это избавит граждан от необходимости лично обращаться в уполномоченные органы и сделает процедуру обращения более доступной, поскольку водителю иногда проще оплатить штраф, чем тратить свое время на заполнение бумаг в подразделении»,
По его словам, новый закон установит по всей России единый порядок обжалования штрафов — независимо от того, выписаны ли они ГИБДД или специализированным учреждением.
Письма лично на почту ношу
До сих пор в случае, если водитель получил «письмо счастья», он мог обжаловать его только обратившись в ГИБДД или в суд, или мог направить письмо с жалобой по поводу штрафа через «Почту России», пояснил один из авторов закона, замглавы Комитета по государственному строительству и законодательству Рафаэль Марданшин.
«Это очень затратно по времени — ходить по кабинетам, стоять в очередях, — ну и, конечно, люди тратят и нервы, и деньги. А иногда это вообще невозможно бывает сделать, потому что штраф выписан в одном субъекте Российской Федерации, а гражданин живет в другом субъекте: ему экономически нецелесообразно эти штрафы обжаловать. Поэтому решили внести соответствующие поправки в КоАП, для того чтобы дать возможность гражданам в электронном виде обжаловать эти штрафы через портал государственных и муниципальных услуг»,
По новому закону, если штраф гражданину пришел в электронном виде, он может точно так же в электронном виде его и обжаловать: направить в соответствующий госорган жалобу через портал государственных и муниципальных услуг, прикрепив доказательства того, что штраф выписан ошибочно.
Вы нам только шепните
А в дальнейшем парламентарии планируют решить вопрос об автоматическом возврате неправомерно взысканных штрафов на счета граждан. Речь о случаях, когда человек получил постановление о штрафе, оплатил его, после этого оспорил и получил решение о неправомерности административного взыскания.
Для этого нужно будет внести в КоАП еще одну поправку — о возвращении незаконно взысканных с гражданина средств на его счет или карту, с которых штраф был оплачен.
«Мы эту ситуацию обсудили с представителями министерства цифрового развития, они подтвердили, что если такая поправка будет принята, такая норма в законе будет, то они тогда сразу на портале государственных и муниципальных услуг такую услугу создадут»,
В инструкции о получении услуги «проверка штрафов» на портале госуслуг читаем: «Если не согласны со штрафом и хотите его обжаловать, обращайтесь в ведомство, которое вынесло постановление». Эту информацию можно найти в постановлении о штрафе.
На его оплату закон выделяет 60 дней — и пока действовал «явочный» порядок обжалования, многие водители оплачивали штраф, а обжалование оставляли на потом, поскольку пройти все инстанции в установленный срок зачастую было нереально.
Алгоритм был таким:
1. В течение 10 дней подать жалобу в ведомство, которое выписало штраф.
2. Ведомство рассматривало жалобу и выносило решение. В случае, оно было отрицательным — жалоба направлялась в районный суд участка, в котором было зафиксировано нарушение.
3. Если и районный суд отказывал — водитель шел с жалобой в вышестоящий.
Таким образом водитель мог дойти со своей жалобой и до Верховного суда, и в каждой инстанции оставить свои нервные клетки и время. Не уложился в 60 дней — штраф передают в Федеральную службу судебных приставов, он превращается в судебную задолженность и вырастает вдвое.
Какие ваши доказательства?
Но с 1 сентября процедура станет значительно проще. Штрафы, которые выписаны без составления протокола, дистанционно, можно будет обжаловать на портале государственных и муниципальных услуг.
К заполненной форме можно прикрепить материалы, которые подтверждают невиновность гражданина — это могут быть, например, фото или видео с видеорегистратора или внешних камер.
В соответствии с законодательством должностное лицо, которое примет жалобу, обязано рассмотреть ее в течение десяти дней. А с момента принятия решения у ведомства будет 3 дня на отправку ответа — с ним заявитель сможет ознакомиться там же, на портале госуслуг.
Не зашел — отсчет пошел
Единственное условие для обжалования онлайн — нужно иметь подтвержденную учетную запись. Это удобно и с точки зрения информированности о штрафах: ведь если подтвержденной записи нет — «письма счастья» останутся бумажными и продолжат опаздывать.
Если же подтвержденная запись имеется и ее владелец написал заявление о получении электронных постановлений — они будут оперативно появляться на портале, и гражданин будет получать уведомления об этом по SMS или по электронной почте. Дата получения будет отсчитываться с момента, когда гражданин зайдет в свою учетку — но если в течение 7 дней с момента размещения штрафа на сайте он этого не сделает, уведомление будет считаться полученным.
Важно! Если у гражданина есть подтвержденная учетная запись на госуслугах, но он не написал заявление о получении постановлений на портале, датой вручения будет считаться момент его входа в личный кабинет. Но если человек не заходил на госуслуги неделю — ему вышлют бумажный документ.