Законопроект о защите интеллектуальной собственности прошел II чтение
Государственная Дума одобрила во втором чтении законопроект о защите интеллектуальной собственности.
Документ поступил на рассмотрение парламента в 2012 году и несколько лет назад был принят в первом чтении, сообщил накануне первый вице-спикер ГД Александр Жуков. Он пояснил, что речь идет «о части Гражданского кодекса, касающейся регулирования прав на интеллектуальную собственность».
Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, основная цель данного законопроекта — защитить права на интеллектуальную собственность.
«Он направлен на обеспечение правового режима объектов, создаваемых в рамках выполнения научно-исследовательских и опытных конструкторских и технологических работ, в том числе по государственному и муниципальному контракту. Здесь также очень много норм, связанных с обеспечением оборонной безопасности»,
Законопроект регулирует отношения, касающиеся результатов интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении государственного или муниципального контракта. В этом случае по общему правилу право на получение патента и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит исполнителю контракта.
Также право может принадлежать совместно исполнителю и РФ, исполнителю и субъекту РФ или исполнителю и муниципальному образованию, если это предусмотрено контрактом.
Если работы связаны с обеспечением обороны и безопасности, то их результаты принадлежат Российской Федерации. Правительство получит право определять порядок формирования и ведения единого реестра результатов НИОКР военного, специального или двойного назначения, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение такого реестра.
В отношении результата интеллектуальной деятельности, созданного за счет бюджетных средств, право на получение патента и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит соответственно РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.
Отмечается, что принадлежащее РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, непосредственно связанный с обеспечением обороны и безопасности, может быть передано исполнителю или другому российскому юрлицу, заинтересованному во внедрении результата и обладающему для этого всеми возможностями. Это будет делаться по решению главы государства на основании представления соответствующего уполномоченного органа.
Если исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит не РФ, не субъекту РФ и не муниципальному образованию, правообладатель по требованию заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую лицензию на использование такого результата интеллектуальной деятельности для государственных или муниципальных нужд.
Обладатель исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение или секрет производства, созданные при выполнении работ по гос контракту для государственных или муниципальных нужд (за исключением работ в сфере обороны и безопасности), обязано в течение двух лет со дня возникновения права начать использование таких результатов в практической деятельности либо передать соответствующее право другим заинтересованным лицам.
Отдельно оговариваются последствия неиспользования РФ, субъектом или муниципалитетом изобретения, созданного в рамках контрактов, в течение двух лет с даты выдачи патента. В этом случае исполнитель контракта вправе требовать безвозмездной передачи ему исключительного права на объекты. Аналогичным правом наделяется автор объектов, если исполнитель контракта в течение двух лет с даты получения прав на них не начнет использование изобретений.
Предполагается, что закон вступит в силу с 2022 года.