Завершилась первая сессия Государственной Думы восьмого созыва. Короткая и напряженная. Она началась раньше срока — парламентарии спешили начать работу над проектом федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, — и была очень насыщенной.
Что изменилось в Государственной Думе и какие ее решения, принятые в осеннюю сессию, можно назвать самыми важными, для «Дума ТВ» рассказали эксперты.
Структура решает все
Первая сессия — самая непростая в созыве: работу новой Госдумы нужно организовать, утвердить ее структуру, комитеты, распределять по комитетам законопроекты. Законотворческая работа и принятие законов — это следующий шаг.
И именно обновление структуры Государственной Думы можно назвать главным итогом — оно сделает работу парламента еще более эффективной, считает директор Центра мониторинга законодательства и правоприменения МГЮА Олег Гринь.
«С учетом тех новых полномочий, которые Государственная Дума получила с точки зрения проведения парламентского контроля, мы увидели новую структуру комитетов Государственной Думы, появление новых комиссий, которые как раз позволяют эту работу выстроить эффективно»,
«Например, теперь мы такую линию видим в молодежной политике по связи комитета по молодежной политике и, соответственно, Росмолодежи. Такую связь мы впервые увидели в рамках комитета, который теперь занимается вопросами защиты конкуренции»,
Вопросы взлета цен на нефтепродукты, на строительные материалы, продукты питания требуют очень серьезного парламентского контроля и работы соответствующего нового комитета, который будет напрямую взаимодействовать с Федеральной антимонопольной службой, считает эксперт. По словам Гриня, это очень хорошее, значимое достижение.
«Корректировка структуры Государственной Думы заложила очень серьезную основу для реализации новых конституционных положений, которые наделили парламент серьезными функциями по парламентскому контролю и участию в формировании Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»,
Последовательность и преемственность
Государственная Дума еще до осенней сессии, в VII созыве поставила перед собой очень серьезные цели и вопросы, отметил доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова, кандидат юридических наук Сергей Левчук.
«Серьезные задачи по обеспечению реализации Послания Президента РФ, которое является краеугольной стратегией, в соответствии с которой, в общем-то, и была выстроена работа законодательной власти, прежде всего Государственной Думы, Совета Федерации. Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин заявил о том, что 81% из Послания Президента реализован. Такая скрупулезная точность, 81%»,
Одним из признаков преемственности в работе Государственной Думы назвал принятие законов прямого действия первый вице-президент Центра политических технологий, политолог Алексей Макаркин.
«Приоритетность такого принципа, что законы должны действовать напрямую, что когда они вступают в силу, для их исполнения не нужны какие-то дополнительные документы, объяснения, которые могут исказить смысл закона и затормозить его реализацию. Этот принцип реализовывался в предыдущем созыве, реализуется и сейчас»,
Это стратегическая линия Государственной Думы с прошлого созыва, подтверждает президент фонда «Центр политических технологий» Борис Макаренко.
«Существует проблема, что если законопроект требует подзаконных актов, которые не в ведении Думы, а в ведении исполнительной власти, то в случае, если эти подзаконные акты вступают в силу с задержкой, закон просто не может работать. Так что установка правильная, конечно, не может такого быть, чтобы каждый принимаемый закон действовал напрямую, но к этому надо стремиться»,
Эксперт отметил как позитивную тенденцию отказ современной Государственной Думы от гонки за рекордным количеством законопроектов, решимость парламентариев сосредоточиться на качестве законодательных инициатив.
«У нас количество законопроектов всегда было рекордным для парламентов мира, и это не тот случай, когда количество переходит в качество. Скорее наоборот, слишком много законопроектов означает, что предыдущие версии законов на эту тему нуждались в серьезной корректировке»,
Все познается в сравнении
С 12 октября по 22 декабря было проведено 23 пленарных заседания, в то время как первая сессия VII созыва Государственной Думы была более продолжительной, но депутаты провели всего 17 заседаний, напомнил Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.
В наследство депутатам предыдущего созыва досталось 2020 старых законопроектов, некоторые из них были внесены еще первой Думой, в 1994-1996 годах. 283 законопроекта из этого «наследства» Государственная Дума доработала и поддержала.
«Мы их практически все рассмотрели, осталось где-то 1,5%. Возможно, к концу созыва будет еще меньше»,
На тот момент в законотворческом портфеле Госдумы было 1229 законопроектов. Сейчас законотворческий портфель сформирован из 1095 законодательных инициатив. И по качеству это уже другие законопроекты, подчеркнул Вячеслав Володин.
После разбора законотворческих завалов в работе у депутатов осталось всего 26 документов с большим «стажем», и уже 179 законопроектов были внесены в течение первой сессии нового созыва Госдумы.
При этом за осеннюю сессию было рассмотрено 143 законопроекта, более трети из которых — социально ориентированные, отметил вице-спикер Государственной Думы Петр Толстой.
«После новогодних праздников нам предстоит вернуться ко многим острым вопросам, решения по которым пока не были приняты. Так что работы в следующем году много»,
Осень-2021: ключевые моменты
Одним из важнейших решений завершившейся сессии назвал закон о публичной власти в субъектах РФ Сергей Левчук. Он напомнил, что до принятия поправок в Конституцию у Государственной Думы были довольно узкие полномочия, но теперь они существенно расширены.
«И мы понимаем, что расширение полномочий Государственной Думы, Совета Федерации и многих других органов, включая Конституционный суд, уполномоченного по правам человека и других институтов власти — все это требовало реализации этих поправок в соответствии с Конституцией на региональном уровне. И поэтому один из важнейших законов — это закон о публичной власти в субъектах Российской Федерации»,
От этого закона, по словам эксперта, зависит выстраивание самого механизма действия Конституции. Она была бы неполноценна и неэффективна без учета громадной региональной массы государственных институтов, которые оставались в том режиме, который предшествовал поправкам. И синхронизация всего механизма, создание общей, единой системы публичной власти требовало очень серьезных законодательных нововведений. А новый закон послужит фундаментом дальнейшего государственного строительства.
Алексей Макаркин отметил, как деликатно Государственная Дума решает вопросы, имеющие общественное значение. Наглядной иллюстрацией было обсуждение в ходе осенней сессии правительственных законопроектов по QR-кодам. По словам эксперта, изначально установка была на то, чтобы не допустить «никакой чрезвычайщины» — вести обсуждение в обычном режиме, услышать реакцию общества. После того, как был снят законопроект, который вызывал наибольшие проблемы, а второй принят в первом чтении — инициатива снова ушла в регионы: Дума ждет их мнения, поправки.
«Когда проводятся такие обсуждения, когда все идет в обычном, нормальном режиме, позволяющем еще раз посмотреть на эти законы, на целесообразность каких-то из этих законов, на те смыслы, которые туда вкладываются, чтобы их отработать, чтобы потом не надо было вносить туда изменения уже на ходу, во время реализации такого законодательства, — это говорит о том, что и парламент работает в режиме дискуссии, и он слышит общественное мнение»,
Самые главные законодательные инициативы осени, по словам Олега Гриня, — это бюджет, закон об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ и законы, которые реализуют реформу вещного права.
«Государственная Дума приняла очень важные поправки в Гражданский кодекс РФ, которые определили новый режим объектов недвижимости и ввели дополнительную главу, которая посвящена вопросам права собственности на эти новые виды объектов недвижимости, речь идет о всевозможных помещениях»,
Очень многие из этих вопросов регулировались на уровне разъяснений высших судебных инстанций, что неправильно — суды не должны регулировать и толковать, они должны применять закон, отметил Гринь.
«Сейчас это все отрегулировано, и это важный шаг в продолжение этой реформы. Она очень масштабная планируется, я надеюсь, что и в следующую сессию реформа продолжится более углубленно, и первый шаг уже предпринят. Это очень важное событие для нашей страны»,