10 февраля 2021 • 14:16
1017

Как принимаются законы в России

На сегодняшний день в законодательном портфеле Государственной Думы находятся 1229 законопроектов, из которых 289 приняты в 1 чтении, 14 — во втором.

«И сегодня в повестке 10 законопроектов, которые мы рассмотрим в третьем чтении, 2 во втором и 44 в первом. Вот состояние законотворческого процесса на сегодняшний день в Государственной Думе»,

отметил Председатель ГД Вячеслав Володин 10 февраля в начале пленарного заседания.

Как работают над законопроектами в Госдуме и почему депутатам восьмого созыва достанется меньше законопроектов, чем приняли в начале своей работы депутаты нынешнего созыва — об этом в материале «ДумаТВ».

Первым делом — Конституция

В первоочередном порядке депутаты рассматривают приоритетные законодательные инициативы, направленные на приведение законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ и выполнение Послания Президента РФ Федеральному Собранию.

Во исполнение Конституции РФ в 2020 году был принят 21 закон, на рассмотрении Госдумы находятся еще 4 проекта — и после их принятия работа на этом направлении на федеральном уровне будет завершена.

Реализация Послания Президента формирует повестку Госдумы не только на 2020 год, но и на 2021: план его законодательного обеспечения к началу весенней сессии был выполнен уже на 85%, и чтобы завершить эту работу, депутатам осталось принять еще 5 законов.

Второй эшелон

Также приоритеты в законотворческой деятельности определяют во фракциях — депутаты в начале каждой сессии коллегиально выбирают из своего портфеля ряд законопроектов, которые считают первоочередными.

«Есть законопроекты, которые фракции выносят как приоритетные, поэтому из этого количества возьмите и посмотрите, которые, вы считаете, необходимо приоритетно рассмотреть. Вынесите во фракцию, фракция вынесет на совет. И дальше попадет в повестку, как это делается»,

отметил Володин.

Накопилось

Не всегда все законопроекты, которые внесены в текущем созыве, успевают принять до конца срока полномочий. Так, нынешнему созыву Госдумы досталось «в наследство» 2020 законопроектов, которые были внесены начиная с 1994 года.

«Когда мы начинали нашу работу, нам досталось 2020 законопроектов, которые были внесены, начиная с 1994 года. Мы их практически все рассмотрели, осталось где-то полтора процента. Возможно, к концу созыва будет еще меньше»,

отметил Председатель Госдумы.

Нужна система

Что касается законопроектов, которые внесли в течение седьмого созыва — сейчас инициатив в два раза меньше, чем получили депутаты в начале своей работы. И Председатель Госдумы поручил профильным комитетам сделать все, чтобы восьмому созыву досталось как можно меньше законопроектов.

«Но от вас зависит, что достанется тем, кто придет нам на смену. Или тем, кто вновь вернется в этот зал. В этой связи хочется попросить профильные комитеты — у Павла Владимировича Крашенинникова, например, больше всего рассматриваемых законопроектов — и других руководителей комитетов сделать все, чтобы мы оставили меньше законодательных инициатив следующему созыву ГД»,

сказал Спикер Госдумы.

Реализации этой цели поможет системный подход, который сложился за время работы седьмого созыва Государственной Думы.

Если темы нет в повестке

«Если какой-то из законопроектов у вас не попадает на рассмотрение — выносите его, но выносить надо вначале на фракцию, на совет, а потом уже здесь его будем рассматривать»,

отметил Председатель ГД.

Если какую-то тему не включают в повестку, фракция вправе предложить отсутствующий в повестке вопрос вынести на рассмотрение на следующее заседание, и Дума примет решение — процедурой это предусмотрено.

«Просьба вести эту работу в рамках комитета и фракций. Потому что есть такая возможность и у комитета предлагать рассмотрение вопросов в первоочередном порядке, так же, как и у фракции»,

сказал Володин.

Законы — дело коллективное

Законотворческий процесс — это процесс, в котором участвует несколько сторон.

«Мы с вами закон принимаем, но одобряет его СФ, подписывает президент. Правительство участвует в этом обсуждении, формируя свои заключения и высказывая позицию»,

отметил Спикер Госдумы.

Например, законопроект может получить отрицательный отзыв правительства, но через какое-то время появятся новые аргументы, которые позволят пересмотреть этот отзыв — и закон будет принят. То есть судьба законопроекта, который длительное время находился на рассмотрении Госдумы, может быть решена положительно спустя несколько лет.

Дума ТВ Live
Эфир