Законопроект о введении акциза на жидкую сталь принят в I чтении
Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым предлагается ввести в России акциз на жидкую сталь, а также уточнить порядок налогообложения на добычу полезных ископаемых.
Ставка акциза на жидкую сталь будет зависеть от экспортных цен на такую продукцию и корректироваться на коэффициент, характеризующий рентную долю, равный 2,7%.
Предлагается также изменить подходы к налогообложению на добычу полезных ископаемых (НДПИ) железных руд, многокомпонентных комплексных руд с содержанием меди, никеля, металлов платиновой группы, добываемых на территории Красноярского края, коксующегося угля, а также калийных солей, апатит-нефелиновых, апатит-штаффелитовых, апатитовых и фосфоритовых руд.
В отношении многокомпонентных комплексных руд с содержанием меди, никеля, металлов платиновой группы, добываемых на территории Красноярского края, предлагается применять ставку НДПИ в зависимости от содержания полезных компонентов в руде и их стоимости на мировых рынках (медь, никель, палладий, платина, золото, кобальт) и коэффициента изъятия, равного 6%. При этом ставка не может быть меньше 2 555 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды.
Документ устанавливает размеры госпошлины за проведение экспертиз в целях предоставления и подтверждения разрешения на применение незарегистрированного медицинского изделия для диагностики in vitro, а также за предоставление, подтверждение разрешения на применение незарегистрированного медицинского изделия для диагностики in vitro.
Также законопроект увеличивает размер госпошлины, уплачиваемой при совершении федеральным уполномоченным органом власти действий, связанных с осуществлением регистрации медицинских препаратов и медицинских изделий в связи с увеличением издержек по осуществлению данных юридически значимых действий.
Первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев отметил, что фракция не поддерживает законопроект.
«Этим законопроектом вымощена дорога в ад для машиностроителей и сельхозпредприятий. Мне было очень обидно за Антона Германовича [Силуанова], что он не в курсе дела, что удобрения подорожали почти в два раза — это вообще странным образом звучит. Я только вчера разговаривал с фермером, который попал в больницу как раз из-за этого. Почему? Он говорит, что вы все время, как поможете, так я и не знаю, как закрыться от проверяющих и чем же заплатить очередные ваши помощи. Поэтому вы лучше не помогайте и не добавляйте. Смысл этого закона для страны не понятен. Фракция его не поддержит»,
Замруководителя фракции СРЗП, глава Комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг сказал, что фракция не будет голосовать за такой закон и предложил альтернативные меры по регулированию цен на сталь.
«Почему на внутреннем рынке цены выше, чем на экспорт? Потому что у нас чрезвычайно монополизированный рынок. У нас на металлургическом рынке сложилась олигополия — несколько компаний контролируют весь рынок. И когда нам говорят — мы с ними договорились, вместо экспортных пошлин мы введем акциз, при этом акциз не будет включаться в цену, — что бы вы ни написали в законе, он будет включен в конечную цену»,
По словам депутата, металлурги «всегда объяснят, почему у них сработали рыночные механизмы». И для того, чтобы эту ситуацию исправить, нужно тоже включить рыночные механизмы — создать на внутреннем рынке профицит стали, переизбыток предложения.
«Вы нам говорите: экспортные пошлины — это не вариант. На нефть — это вариант, на зерно, на многие товары, где у нас постоянно действующие экспортные пошлины, это вариант, почему на металл-то не вариант? Значит, здесь мы ВТО не боимся, а здесь боимся?»
Никто не будет накладывать санкции на Россию во время мирового дефицита стали, уверен он. Фракция подготовила альтернативные предложения, которые Гартунг предложил рассмотреть Антону Силуанову. Среди предложений — введение экспортных пошлин, квоты на вывоз стали, причем не только на стальную заготовку, но и на лом, который является основным источником сырья. Также парламентарии предлагают ввести дифференцированный возврат НДС экспортерам сырья и повысить на 1% ставку налога на дивиденды.
«Просьба отреагировать на все вопросы, ответить на них, и серьезно отнестись к предложениям, которые высказал председатель комитета по защите конкуренции. Действительно, есть альтернатива»,
Он предложил коллегам из правительства приглашать руководителей профильных комитетов для проработки профильных вопросов.
«У нас есть комитет по промышленности — не пригласили. У нас есть председатель комитета по защите конкуренции — не пригласили. У нас есть председатель комитета по бюджету и налогам. Тоже был вне диалога»,
Отсутствие диалога приводит к многочасовому обсуждению тем, которые можно было проработать и обсуждать согласованное решение.
«Время не надо тратить, и ошибок будет меньше. А сейчас вам придется в любом случае — все говорили о необходимости доработки законопроекта, — в ночь оставаться, встречаться с руководителями комитетов, представителями фракций, которые подключатся к этой работе»,
По его словам, парламентарии понимают ответственность: президент задачу поставил — снизить цен на металл.
«Достигаем? Нет! Налоги какие вводятся? Решают они вопросы? Нет! Да, изъятие будет, — а вдруг рост цен будет? Что мы будем делать?»
Депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой подчеркнул, что идея законопроекта правильная, но при этом инициатива «сырая».
«Мы совершенно одинаково пытаемся обложить акцизами и металлургические компании, которые работают на руде, и тех, кто работает на металлоломе. При этом компании, работающие на руде, — это такие «жирные коты», всего 9 компаний, 9 олигархов, капитализация которых 150 млрд долларов и электросталеплавильный компании — всего 20% производства стали»,
Глава Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил, что многие вопросы по законопроекту можно было бы снять заранее и не доводить до такой остроты.
«Почему мы считаем, что столь серьезные предложения надо обсуждать с несколькими, пусть очень крупными, металлургическими компаниями, и можно больше их ни с кем не обсуждать? То, что мы имеем обсуждение сегодня — результат этих договоренностей. Кстати, после того, как они договариваются с вами, они приходят к нам. И пытаются уже договориться с нами. А мы не хотим ни с кем договариваться, мы хотели бы иметь подробное публичное обсуждение»,
Полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе Гарри Минх высказал поддержку принятию законопроекта в первом чтении.
«Мы все-таки тоже исходим из логики, которую здесь, как ни парадоксально, в большей степени показал депутатский корпус, чем уважаемое правительство. Все-таки налог имеет не такую линейную природу, это не сугубо фискальный инструмент. У налога очень важная грань — стимулирующая. И конечно, мы, решая задачи, по поводу формирования бюджета, для того, чтобы понимать, какой уровень доходности нам нужен, чтобы обеспечить защиту тех направлений расходов, которые в бюджет заложены, это должны иметь в виду»,
По словам представителя президента, содержательные параметры законопроекта рассматривались очень детально.
«Но, конечно, как вы заметили, мы анализировали очень узкий сектор вопросов, но настолько животрепещущий, что мы с одной стороны понимаем, да, есть те отрасли, те организации, которые получают то, что мы называем сверхдоходами, да, мы должны исходить из логики социальной, и видимо, экономической не только целесообразности, но и справедливости, и сегодня мы попытались в ходе нашей дискуссии эти элементы и баланс поискать. И как мне кажется, движемся в правильном направлении»,
Но при этом есть определенные риски и проблемы, поэтому полномочный представитель президента напомнил о цели работы над законопроектом.
«Задача — комплексно решить проблемы развития экономики и защиты социально незащищенных слоев населения через этот очень тонкий, очень важный, глобальный, я бы сказал, инструмент, как бюджет Российской Федерации»,