11 ноября 2021 / 15:54
2664
Время чтения ~7 минут

Законопроект о введении акциза на жидкую сталь принят в I чтении

Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым предлагается ввести в России акциз на жидкую сталь, а также уточнить порядок налогообложения на добычу полезных ископаемых.

Ставка акциза на жидкую сталь будет зависеть от экспортных цен на такую продукцию и корректироваться на коэффициент, характеризующий рентную долю, равный 2,7%.

Предлагается также изменить подходы к налогообложению на добычу полезных ископаемых (НДПИ) железных руд, многокомпонентных комплексных руд с содержанием меди, никеля, металлов платиновой группы, добываемых на территории Красноярского края, коксующегося угля, а также калийных солей, апатит-нефелиновых, апатит-штаффелитовых, апатитовых и фосфоритовых руд.

В отношении многокомпонентных комплексных руд с содержанием меди, никеля, металлов платиновой группы, добываемых на территории Красноярского края, предлагается применять ставку НДПИ в зависимости от содержания полезных компонентов в руде и их стоимости на мировых рынках (медь, никель, палладий, платина, золото, кобальт) и коэффициента изъятия, равного 6%. При этом ставка не может быть меньше 2 555 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды.

Документ устанавливает размеры госпошлины за проведение экспертиз в целях предоставления и подтверждения разрешения на применение незарегистрированного медицинского изделия для диагностики in vitro, а также за предоставление, подтверждение разрешения на применение незарегистрированного медицинского изделия для диагностики in vitro.

Также законопроект увеличивает размер госпошлины, уплачиваемой при совершении федеральным уполномоченным органом власти действий, связанных с осуществлением регистрации медицинских препаратов и медицинских изделий в связи с увеличением издержек по осуществлению данных юридически значимых действий.

Скачать

Первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев отметил, что фракция не поддерживает законопроект.

«Этим законопроектом вымощена дорога в ад для машиностроителей и сельхозпредприятий. Мне было очень обидно за Антона Германовича [Силуанова], что он не в курсе дела, что удобрения подорожали почти в два раза — это вообще странным образом звучит. Я только вчера разговаривал с фермером, который попал в больницу как раз из-за этого. Почему? Он говорит, что вы все время, как поможете, так я и не знаю, как закрыться от проверяющих и чем же заплатить очередные ваши помощи. Поэтому вы лучше не помогайте и не добавляйте. Смысл этого закона для страны не понятен. Фракция его не поддержит»,

сказал парламентарий в ходе пленарного заседания.

Скачать

Замруководителя фракции СРЗП, глава Комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг сказал, что фракция не будет голосовать за такой закон и предложил альтернативные меры по регулированию цен на сталь.

«Почему на внутреннем рынке цены выше, чем на экспорт? Потому что у нас чрезвычайно монополизированный рынок. У нас на металлургическом рынке сложилась олигополия — несколько компаний контролируют весь рынок. И когда нам говорят — мы с ними договорились, вместо экспортных пошлин мы введем акциз, при этом акциз не будет включаться в цену, — что бы вы ни написали в законе, он будет включен в конечную цену»,

пояснил он.

По словам депутата, металлурги «всегда объяснят, почему у них сработали рыночные механизмы». И для того, чтобы эту ситуацию исправить, нужно тоже включить рыночные механизмы — создать на внутреннем рынке профицит стали, переизбыток предложения.

«Вы нам говорите: экспортные пошлины — это не вариант. На нефть — это вариант, на зерно, на многие товары, где у нас постоянно действующие экспортные пошлины, это вариант, почему на металл-то не вариант? Значит, здесь мы ВТО не боимся, а здесь боимся?»

обратился парламентарий к министру финансов.

Никто не будет накладывать санкции на Россию во время мирового дефицита стали, уверен он. Фракция подготовила альтернативные предложения, которые Гартунг предложил рассмотреть Антону Силуанову. Среди предложений — введение экспортных пошлин, квоты на вывоз стали, причем не только на стальную заготовку, но и на лом, который является основным источником сырья. Также парламентарии предлагают ввести дифференцированный возврат НДС экспортерам сырья и повысить на 1% ставку налога на дивиденды.

«Просьба отреагировать на все вопросы, ответить на них, и серьезно отнестись к предложениям, которые высказал председатель комитета по защите конкуренции. Действительно, есть альтернатива»,

обратился Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин к министру финансов.

Он предложил коллегам из правительства приглашать руководителей профильных комитетов для проработки профильных вопросов.

«У нас есть комитет по промышленности — не пригласили. У нас есть председатель комитета по защите конкуренции — не пригласили. У нас есть председатель комитета по бюджету и налогам. Тоже был вне диалога»,

подчеркнул спикер Госдумы.

Отсутствие диалога приводит к многочасовому обсуждению тем, которые можно было проработать и обсуждать согласованное решение.

«Время не надо тратить, и ошибок будет меньше. А сейчас вам придется в любом случае — все говорили о необходимости доработки законопроекта, — в ночь оставаться, встречаться с руководителями комитетов, представителями фракций, которые подключатся к этой работе»,

пояснил Вячеслав Володин.

По его словам, парламентарии понимают ответственность: президент задачу поставил — снизить цен на металл.

«Достигаем? Нет! Налоги какие вводятся? Решают они вопросы? Нет! Да, изъятие будет, — а вдруг рост цен будет? Что мы будем делать?»

подчеркнул спикер ГД.

Скачать

Депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой подчеркнул, что идея законопроекта правильная, но при этом инициатива «сырая». 

«Мы совершенно одинаково пытаемся обложить акцизами и металлургические компании, которые работают на руде, и тех, кто работает на металлоломе. При этом компании, работающие на руде, — это такие «жирные коты», всего 9 компаний, 9 олигархов, капитализация которых 150 млрд долларов и электросталеплавильный компании — всего 20% производства стали»,

отметил он.

Скачать

Глава Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил, что многие вопросы по законопроекту можно было бы снять заранее и не доводить до такой остроты.

«Почему мы считаем, что столь серьезные предложения надо обсуждать с несколькими, пусть очень крупными, металлургическими компаниями, и можно больше их ни с кем не обсуждать? То, что мы имеем обсуждение сегодня — результат этих договоренностей. Кстати, после того, как они договариваются с вами, они приходят к нам. И пытаются уже договориться с нами. А мы не хотим ни с кем договариваться, мы хотели бы иметь подробное публичное обсуждение»,

подчеркнул парламентарий.

Скачать

Полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе Гарри Минх высказал поддержку принятию законопроекта в первом чтении.

«Мы все-таки тоже исходим из логики, которую здесь, как ни парадоксально, в большей степени показал депутатский корпус, чем уважаемое правительство. Все-таки налог имеет не такую линейную природу, это не сугубо фискальный инструмент. У налога очень важная грань — стимулирующая. И конечно, мы, решая задачи, по поводу формирования бюджета, для того, чтобы понимать, какой уровень доходности нам нужен, чтобы обеспечить защиту тех направлений расходов, которые в бюджет заложены, это должны иметь в виду»,

отметил он.

По словам представителя президента, содержательные параметры законопроекта рассматривались очень детально.

«Но, конечно, как вы заметили, мы анализировали очень узкий сектор вопросов, но настолько животрепещущий, что мы с одной стороны понимаем, да, есть те отрасли, те организации, которые получают то, что мы называем сверхдоходами, да, мы должны исходить из логики социальной, и видимо, экономической не только целесообразности, но и справедливости, и сегодня мы попытались в ходе нашей дискуссии эти элементы и баланс поискать. И как мне кажется, движемся в правильном направлении»,

подчеркнул Минх.

Но при этом есть определенные риски и проблемы, поэтому полномочный представитель президента напомнил о цели работы над законопроектом.

«Задача — комплексно решить проблемы развития экономики и защиты социально незащищенных слоев населения через этот очень тонкий, очень важный, глобальный, я бы сказал, инструмент, как бюджет Российской Федерации»,

заключил он.

Напомним, ранее Государственная Дума приняла во втором чтении поправки в Налоговый кодекс об ответственности организаций финансового рынка за непредоставление в результате намеренных действий информации о клиентах, выгодоприобретателях или лицах, прямо или косвенно их контролирующих.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен