В ГД поддержали инициативу Минобрнауки по налаживанию «цифровой работы» вузов
Настоящий электронный университет дает мотивированным студентам возможность обучаться без существенного понижения качества образования. Об этом заявил первый замглавы Комитета по образованию и науке, депутат фракции КПРФ Олег Смолин.
Так он прокомментировал слова министра науки и высшего образования Валерия Фалькова о том, что тотальный дистант приводит к снижению качества образования, но элементы удаленного обучения можно применять без потери качества, и «надо работать по контуру цифровой работы университетов», заявил Фальков ТАСС.
«Российское законодательство знает понятие электронное обучение и знает понятие дистанционные образовательные технологии. То, что было применено во время пандемии — точно не электронное обучение и весьма спорно может быть названо дистанционными технологиями. Как правило, это был тот же преподаватель, «говорящая голова», только в зуме»,
При такой системе качество образования не упасть не могло, поскольку объем информации реально оказывался меньшим, чем при классических лекциях, а обратная связь намного хуже.
«Cерьезное электронное обучение требует очень большой работы от преподавателя и изрядной от студента»,
Для подготовки настоящей лекции в электронном формате преподаватель на каждый час лекции должен потратить 25 часов работы.
«Я этим летом проверил на собственном опыте — я читаю лекции в дистанционном формате — думаю, что даже в 25 часов не всегда уложишься. Потому что легко прочитать лекцию студентам, если ты знаешь материал, без особой подготовки, — но подготовить презентацию, собрать весь материал, расположить его в нужной форме, выстроить определенным образом и так далее — это требует очень больших усилий»,
По его словам, в обычных вузах можно применять элементы электронного обучения — лекция с презентацией позволяет дать студенту больше материала, чем обычная лекция, — но точно не следует переводить принудительно студентов на дистанционные технологии. Это приведет только к понижению качества образования.
«Мы должны открыть возможности создания электронных университетов, как это сделано во всех наших странах-конкурентах. Мы единственная страна большой двадцатки, где нет электронных университетов. Настоящий электронный университет дает возможность мотивированным студентам обучаться без существенного понижения качества образования. Вот наша позиция»,
Нельзя вытеснять живого преподавателя компьютером — но необходимо дать университетам, которые создали специальные образовательные программы для электронного обучения, работать с ними. Но следует иметь в виду, что на внедрение электронного обучения уйдет время.
«Дело в том, что во всем мире это 10-20 лет, в среднем примерно 7 лет. Российское образование до пандемии в этом отношении шло не вперед, а назад. У нас закрыли те университеты, которые занимались электронным обучением»,
Но запускать «цифровую работу» надо, и важно, «чтобы это делалось спокойно, в нормальном ритме, без попытки родить ребенка досрочно».
Напомним, ранее депутаты-коммунисты внесли в Госдуму законопроект об исключении термина «услуга» по отношению к труду преподавателей, также был принят в первом чтении законопроект о бесплатном втором высшем образовании для инвалидов.