Главное
Угрожает ли России ядерная война: будет ли в 2022 году нанесен ядерный удар
Почему не стоит ждать от Российской Федерации использования ядерного оружия в ответ на недружественные действия западных партнеров.
3 марта 2022
365
Время чтения ~ 10 минут

Чем различаются ядерные доктрины России и США, как Украина нарушила договоренности о безъядерном статусе и чем это чревато для мира, читайте в материале «Дума ТВ».

СНЯЛИ ГРИФ

До 2020 года документ, определяющий политику государства в использовании ядерного оружия и противодействии вероятным ядерным ударам извне, был засекречен. Россия декларировала мирные намерения по отношению к остальным государствам, но не позволяла им, а равно и собственным гражданам, вдаваться в подробности госполитики на этом направлении.

Но утвержденные Президентом Российской Федерации «Основы государственной политики в области ядерного сдерживания» грифа «секретно» не имеют, они выложены в открытый доступ. Теперь каждый, кто хоть немного интересуется проблемой ядерной угрозы, может ознакомиться с этим документом и разобраться, хотят ли русские ядерной войны.

Основной постулат российской ядерной доктрины — наше государство понимает ядерное оружие исключительно как средство сдерживания, а использование его допускает как крайнюю меру. И исключительно вынужденную.

В документе приведены поводы, которые должно нейтрализовать ядерное сдерживание. Это, в частности, рост на территориях, которые граничат с Россией, группировок сил общего назначения, в которые включены средства доставки ядерного оружия. Также уравновесить угрозу придется при развертывании систем ПВ, крылатых и баллистических ракет СМД, размещение в космосе средств ПВО и ударных систем.

Бесконтрольное распространение ядерных вооружений и средств их доставки, размещение ядерного оружия в государствах с безъядерным статусом и наличие ядерного оружия, которое может быть применено против России или ее союзников — это тоже критерии применения средств ядерного сдерживания, но не использования ядерного оружия для нанесения удара.

В случае военного конфликта Россия оставляет за собой право на его прекращение на условиях, которые она сочтет для себя приемлемыми. Одним из условий применения ядерного оружия может стать достоверная информация о старте направленных на Россию баллистических ракет или «воздействие противника на критически важные государственные и военные объекты РФ», в результате которого могут быть сорваны ответные действия ядерных сил.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что Российская Федерация может использовать ядерное оружие только в качестве обороны.

Если нам наносят ядерный удар, мы отвечаем. Но что касается Соединенных Штатов Америки, у них — превентивный. Нам бояться надо их. И нам надо, опять-таки, наконец осознать, что вопрос безопасности нашей страны обсуждался с президентом США. Он не услышал Россию,

подчеркнул он.

Поэтому даже перевод российских сил ядерного сдерживания в особый режим несения боевого дежурства не говорит о том, что Россия «готовится к прыжку».

ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА?

У Соединенных Штатов подход к использованию ядерного оружия качественно иной. При «рамочном» сходстве доктрин двух ядерных держав в российской не прослеживается готовность государства нанести ядерный удар в качестве последнего средства достижения своих целей. США же открыто декларируют возможность начала ядерной войны для ускорения военной кампании или изменения ее стратегии. Американцы считают возможным идти на эскалацию конфликта для дальнейшего его завершения на своих условиях.

Если Россия для прекращения войны будет использовать политику сдерживания, наращивая вооружения, то США просто запустят ракету в направлении территории противника и после этого начнут диктовать выжившим условия достижения мира.

Такую политику Соединенные Штаты используют и в плане распространения вооружений, придвигая свои военные базы к границам потенциальных конкурентов — именно эти планы нарушила Россия, когда были выдвинуты инициативы по поводу равной безопасности и прозвучал протест в связи с планами Украины по вступлению в НАТО.

Россия разрушила их планы по расширению НАТО на восток,

подчеркнул Вячеслав Володин.

А ведь речь шла только лишь о возможном размещении ядерных вооружений на сопредельной с Россией территории, еще не о войне. Почему нельзя? Наверное, потому, что понятно, что будет дальше.

Следует отметить также, что о характере назначения ядерных вооружений говорит и структура их размещения у обоих государств. Большинство российских боеприпасов с ядерными боеголовками (около 70%) размещены на наземных носителях, то есть относительно стационарны. У США расклад другой — до 80% ядерных боеприпасов представлены в ракетах морского базирования, 10% приходится на стратегическую авиацию и оставшиеся 10% размещаются «на земле». Можно сказать, что США могут дотянуться своими ядерными «щупальцами» до любой точки мира.

ШАНТАЖ И ПРОВОКАЦИИ

С ядерным оружием на Украине, по идее, должно быть все просто. У страны безъядерный статус и атом — только мирный. Но просто было бы, если были бы чисты намерения — а с ними как раз все сложно.

Сначала к истории вопроса. Отметим, к 1992 году на постсоветском пространстве возникло четыре государства с ядерным потенциалом — Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина, которая оказалась на третьем месте в мире по числу ядерных зарядов и средств их доставки. Остались на ее территории и производственные мощности ядерного оружейного комплекса СССР — четверть от всего союзного объема.

Украина после распада Советского Союза закрепила в собственной Декларации о государственном суверенитете намерение стать «постоянно нейтральным государством» и не участвовать в военных блоках. Вскоре было принято Верховным Советом республики и заявление о безъядерном статусе Украины. К чему же обязывали молодое государство подписанные им документы? Украина должна была держать курс на полное уничтожение ядерного оружия и компонентов его базирования, сокращать стратегические наступательные вооружения.

Четыре ядерных государства постсоветского пространства приняли на себя обязательства по неприменению ядерного оружия, тактическое ядерное оружие должно было быть доставлено в Россию для разукомплектации под совместных контролем России, Казахстана, Белоруссии и Украины. А вскоре США, Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина подписали Лиссабонский протокол, согласно которому Белоруссия, Казахстан и Украина также должны были стать участниками ДСНВ-1, обязывались избавиться от стратегических наступательных вооружений и подписать Договор о нераспространении ядерного оружия, присоединившись к нему на правах безъядерных стран.

Тут-то и начались странности — Украина не ратифицировала ДНСВ-1 и начала споры с Россией, требуя признать за ней право собственности на ядерные заряды. Следующий хитрый ход заключался во внесенных в одностороннем порядке изменениях в протокол соглашений об утилизации ядерных боезарядов — Украина закрепила в нем свое право на часть вооружений, и Россия, не согласившись с таким условием, аннулировала документ.

Ратификация Украиной ДСНВ-1 также была непростой — Украина и здесь включила в постановление свое право собственности на ядерное оружие и воздержалась от присоединения к ДНЯО. Уничтожать вооружения Украина также собиралась на своих условиях — лишь треть из всего потенциала.

Москва и Вашингтон с этим не согласились, потребовались переговоры. Стороны решили, что все ядерные заряды, которые расположены на Украине, должны быть вывезены в РФ в обмен на топливо для АЭС. Стратегические заряды также должны быть транспортированы на территорию России для ликвидации. Для обеспечения этих шагов США выделили Украине 0,5 млрд долларов по Программе совместного уменьшения угрозы. На этих условиях ДСНВ-1 и Лиссабонский протокол были ратифицированы, и Украина согласилась присоединиться к ДНЯО — но как только ей будут предоставлены «гарантии безопасности».

Первоначально Украину заверили в ее безопасности РФ, США и Великобритания, позже к ним присоединились Китай и Франция. Эти государства обязались уважать суверенитет и границы Украины, не применять силу против этого государства (кроме самообороны), не использовать меры экономического принуждения и оказывать помощь, если Украина станет «жертвой агрессии». И в течение двух лет после подписания Будапештского меморандума о гарантиях безопасности с территории Украины были вывезены порядка 5 тыс. ядерных зарядов.

РФ, США и Великобритания взяли на себя юридическое обязательство не применять против Украины ядерное оружие и не выдвигать угрозу применения ядерного оружия в отношении Украины. Это было сделано в обмен на добровольный отказ Украины от ядерных арсеналов бывшего Советского Союза. Никаких других обязательств Россия на себя не брала, как не брали их США и Великобритания,

пояснял глава МИД РФ Сергей Лавров.

Но потом произошла «оранжевая революция» 2004 года, а после переворота 2014 года попытки освободиться от безъядерного статуса Украина предпринимала неоднократно, подтверждая тем самым свои милитаристские планы. 

В конце концов осенью 2021 года Украина и вовсе потребовала нового международного договора о «прямых и надежных гарантиях мира и безопасности» и компенсации со стороны России за переданные ей в 90-е ядерные вооружения. Но глава российского внешнеполитического ведомства напомнил о сопровождавшей Будапештский меморандум декларации, которая гласит о соблюдении участниками принципов ОБСЕ — и в том числе принципа уважения прав нацменьшинств. Россия, по его словам, не обязана признавать государственный переворот, который произошел на Украине в 2014 году, и смириться с дискриминацией русскоязычного населения Украины и других национальных меньшинств.

Коллективный Запад также оказался не заинтересован в закреплении каких-либо новых обязательств в отношении Украины.

Президент Украины пригрозил выходом Украины из Будапештского меморандума и отказом от безъядерного статуса, и в Москве его услышали: глава российского государства Владимир Путин назвал угрозой для России появление у Украины даже тактического ядерного оружия.

ПРИВЕТ И ОТВЕТ

Угрозы Зеленского пересмотреть отказ Украины от ядерного оружия стали реальной проблемой глобальной безопасности для всего мира. Делая такие заявления, он показал себя как безответственный глава государства,

отметил Председатель Госдумы.

Вячеслав Володин, подчеркивая взаимосвязь между перечеркнувшими все договоренности прошлых лет попытками США расширить НАТО на восток и заявлениями Зеленского, заявил, что его угрозы подтвердили все опасения России.

Именно Вашингтон создал ситуацию, не разрешив которую, мир неминуемо столкнулся бы с большой войной. Этого допустить нельзя,

подчеркнул он.

США и Евросоюз отвергли предложения России по вопросам глобальной безопасности, Киев отказывается от выполнения Минских соглашений — и у России остался только один путь для решения этих проблем, констатировал Володин.

Путь, который позволит предотвратить войну в Европе. Единственная возможность остановить бойню и гуманитарную катастрофу,

пояснил спикер ГД.

Россия никогда не была врагом Украины, но хотела, чтобы Украина была мирным государством. Володин в день, когда было объявлено о начале военной спецоперации России на Украине, призвал депутатов Верховной Рады проявить благоразумие и волю, чтобы изменить ситуацию в стране, и обратился к гражданам Украины с просьбой не участвовать в мобилизации, напомнив о несамостоятельности киевской власти.

А глава Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, депутат фракции ЛДПР Ярослав Нилов отметил, что Зеленскому надо было понимать, что в ответ на намеки о возможной ядерной угрозе адекватный ответ последует незамедлительно.

Одно дело — шоу-бизнес, где на сцене допустимо практически все, на грани и даже за ней, и совсем другое — геополитика, вопросы стратегической безопасности и переговоры самого высокого уровня,

пояснил он.

Одним из первых стратегических объектов, взятых под контроль российскими военными, стала Чернобыльская АЭС. С батальоном охраны договорились о совместном обеспечении безопасности саркофага и энергоблоков для того, чтобы не допустить появления «грязной бомбы», созданием которой угрожал России Зеленский. Вскоре «взяли» и Запорожскую АЭС, и вовремя — были зафиксированы попытки провокаций в прилегающей к ней зоне.

Один из главных уроков Чернобыля, как показывают события в соседнем государстве — ни в коем случае не допустить использования разрушительного потенциала «мирного атома в качестве инструмента шантажа группой безумцев у руля нынешней украинской власти,

подчеркнул Ярослав Нилов.

По его словам, украинские власти слушают только своих заокеанских «друзей», которым все равно, насколько катастрофическими окажутся результаты любой ядерной провокации. Нилов напомнил, что точные масштабы последствий Чернобыльской трагедии не изучены до сих пор.

Мощное радиоактивное облако накрыло огромную территорию, а количество жертв взрыва и многодневного пожара в четвертом реакторе исчисляется, по разным оценкам, десятками и сотнями тысяч за минувшие с 1986 годы вследствие развития онкологических заболеваний от полученной дозы радиации,

констатировал парламентарий.

Случится ли в мире трагедия, сопоставимая с аварией на Чернобыльской АЭС, будет ли нанесен ядерный удар по территории какой-либо из стран мира — никто сказать не может. Войны на нашей планете не прекращаются. Но можно быть уверенными в том, что Россия не начнет ядерную войну и не будет инициатором провокаций, связанных с атомом. Напротив, российские военнослужащие будут по-прежнему делать все возможное, чтобы защитить мир от ядерного безумства.

Добавить в избранное
Рекомендуемое по этой же теме
15 августа 2022
Журова: Макларен хочет продемонстрировать свою неангажированность
10 августа 2022
Пайкин призвал дать фигуристке Маргарите Дробязко гражданство РФ
29 июля 2022
Спикер ГД: санкции против России не поддерживает 80% населения земного шара
Источник: Телеграмм
Партнер: СМИ2
Источник: Телеграмм
Эфир