Тутова предложила прописать в законе требования к школьным учебникам
Требования к школьным учебникам должны быть установлены законодательно, полагает замглавы Комитета Государственной Думы по образованию и науке Лариса Тутова. Депутат также считает, что необходимо повысить персональную ответственность авторов школьной литературы и экспертов, выдающих заключение по ней, сообщает «Парламентская газета».
Ранее президент Русского географического общества, глава Минобороны Сергей Шойгу раскритиковал учебники географии, которые, по его словам, несопоставимы с прежними изданиями.
Профильный думский комитет неоднократно обращался к проблеме качества учебных пособий, в том числе рассматривал вопросы законодательной регламентации создания, экспертизы и распространения книг. Однако до сих пор в законе об образовании нет понятия «школьный учебник», не прописаны принципы его создания.
Минобрнауки предлагает нормативно закрепить термин «базовый учебник», что, по мнению Тутовой, повысит качество учебной литературы и скажется на всей системе общего образования. Содержание предмета необходимо систематизировать в учебнике, он должен быть ориентирован на практику, к книге могут прилагаться электронные компоненты, пояснила депутат.
«В базовом учебнике должна быть предложена система заданий, в которых требуется анализировать ситуацию, выявлять проблему и использовать усвоенные знания для ее решения»,
Возможно, стоит вернуться к оплате экспертизы учебников за счет государства, предположила парламентарий: сейчас оценку оплачивает заказчик или автор, что «ставит под сомнение объективность выводов и качество проведенных экспертиз». Также необходимо законодательно повышать ответственность авторов школьной литературы и экспертов, которые выдают заключения по ней. Кроме того, результаты экспертизы должны быть в открытом доступе.
«Надо знать фамилии и должности тех людей и названия организации, которые делали экспертизу. Тогда у профессионального сообщества появится возможность обсуждать учебник»,
Тутова добавила, что не следует упрощать учебники. Нужно, наоборот, повышать их «обучающую и развивающую эффективность», поскольку только в меру трудный материал, который дает школьнику возможность думать и анализировать, поможет развиваться, заключила депутат.
Ранее первый замглавы Комитета по образованию и науке Олег Смолин предложил обеспечить младшеклассников двойным комплектом учебников. Это позволило бы детям не таскать тяжелые рюкзаки и положительно сказалось бы на здоровье школьников, считает депутат. Он уточнил, что не стоит заменять книги на электронные издания, поскольку ученикам нельзя много времени проводить за монитором или планшетом.