Главное
Репетитор — наше все?
Какие законы нужны для того, чтобы репетиторы не заменили детям школу, читайте в материале «Дума ТВ».
13 сентября 2021
7673
Время чтения ~ 7 минут

Возможно ли закончить школу без помощи репетиторов? Если раньше для этого абсолютное большинство школьников ограничивалось посещением уроков и выполнением домашних заданий, а репетиторы требовались только в старших классах тем, кто был решительно настроен поступить в престижный вуз, то теперь практически половина россиян считает такую поддержку необходимой.

49% семей в России нанимает специалистов для внешкольных занятий с детьми, об этом говорят результаты опроса Rambler&Co, опубликованные ТАСС. Причем 35% россиян обращаются к услугам репетиторов постоянно.

Почему ребята не рассчитывают на то, что школа даст им все необходимые для жизни знания, и заменят ли репетиторы школьных учителей, читайте в материале «Дума ТВ».

Знания или ЕГЭ?

Скачать

Качество школьного образования действительно упало: современные дети по сравнению со старшим поколением далеко впереди по информационным технологиям, но, к сожалению, позади по начитанности, знанию истории, географии и даже математики, отметил первый замглавы Комитета по образованию и науке, председатель Общероссийского общественного движения «Образование для всех» Олег Смолин.

«Мы знаем, что когда молодежь спрашивают на предмет элементарных знаний, оказывается, что они отсутствуют. Каждый третий думает, что Солнце — это спутник Земли. Почти половина думает, что вся радиоактивность на Земле — искусственного происхождения. Причем падение качества образования во многом связано с Единым госэкзаменом, поскольку в последних классах ребята преимущественно не учатся, а готовятся к ЕГЭ»,

подчеркнул он.

За пределами тех предметов, которые дети собираются сдавать на Едином государственном экзамене, их знания оказываются нулевыми или близкими к нулю. Именно поэтому фракция КПРФ, в которой состоит Олег Смолин, внесла 10 сентября в Государственную Думу законопроект о добровольном ЕГЭ.

«Мы в очередной раз вносим законопроект об отмене обязательного Единого госэкзамена, о переводе ЕГЭ в добровольный режим»,

сообщил парламентарий.

Скачать

То, что такое количество школьников пользуется услугами репетиторов, действительно связано с натаскиванием на ЕГЭ. Но уровень школьного образования не упал — просто система ЕГЭ «не совсем относится» к тому, что преподают в школах, отметил замглавы Комитета по образованию и науке, депутат фракции ЛДПР Максим Зайцев.

«Это тестовая система, а школьное образование несколько другое. Поэтому здесь можно сделать вывод, что люди, вместо того, чтобы получать нормальное школьное образование, стремятся именно к сдаче ЕГЭ, к сдаче этих тестов»,

пояснил он.

Дело, в первую очередь, в том, что материалы, по которым дети сдают ЕГЭ и контрольные проверочные работы, не во всем соответствуют образовательным программам, и вероятно, что требования в них завышены, отметила член Комитета по образованию и науке, аккредитованный эксперт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Ольга Пилипенко.

Ищи ответ в учебнике

 

Скачать

«Вопрос еще в школьных учебниках, насколько они соответствуют программе, насколько они соответствуют требованиям, контрольно-измерительным материалам, которые предъявляются на экзаменах всех видов»,

подчеркнула депутат фракции «Единая Россия».

По ее словам, это самая важная проблема. Учебники должны быть понятны, а родители сейчас прежде всего жалуются на то, что материал, изложенный в учебниках, не всегда понятен не только детям, но даже им.

«Много времени тратится на подготовку домашних заданий, на разбор материалов уже дома, при помощи родителей, поэтому они прибегают к репетиторству»,

пояснила она.

Нужно дать школам, вузам и учреждениям среднего профессионального образования возможность при сдаче различных контрольных использовать свои материалы, свои наработки, которые учителя разбирали с детьми на уроках.

«Они все соответствуют ФГОС, потому что школы, вузы, СПО проходят аккредитацию — либо это федеральная аккредитация, либо это субъекты проводят, — в любом случае они подтверждают соответствие требованиям ФГОС. И значит, образовательной программе те контрольные вопросы и материалы, которые содержатся, тоже соответствуют требованиям федеральным»,

отметила Пилипенко.

И это не значит, что будут созданы разные условия, отличающиеся друг от друга подходы к образованию в разных регионах — в аккредитованных школах действуют федеральные требования, а значит, все школы во всех регионах соответствуют этим требованиям.

Репетитор? Выйти из тени!

Скачать

Использовать услуги репетиторов — право и выбор родителей, и такого выбора их лишать нельзя. Другое дело, что эта сфера сейчас не контролируется государством, поскольку большинство репетиторов не зарегистрированы ни в качестве индивидуальных предпринимателей, ни как самозанятые, а значит — и налоги не платят, и свою компетенцию не подтверждают.

«Необходима легализация такого бизнеса. Люди, которые занимаются репетиторством, официально должны подтверждать свой статус, свой уровень подготовки, и тогда они должны быть либо ИП, либо самозанятыми зарегистрированы. Потому что это теневая форма дохода»,

пояснила Пилипенко.

Все родители хотят, чтобы их дети успешно сдавали экзамены и меньше нервничали, поэтому прибегают к услугам репетиторов, и задача государства — сделать их выбор безопасным, а деятельность репетиторов — подконтрольной. Это позволит людям быть уверенными в том, что они нанимают специалистов, которые действительно помогут их детям получить знания «выше среднего уровня». Но с другой стороны, в первую очередь нести ответственность за обучение ребенка должна школа.

«Школа должна брать на себя ответственность за подготовку ребенка в первую очередь, вместе с родителями, конечно, со всеми участниками образовательного процесса»,

подчеркнула депутат.

Если этого не будет, репетиторство станет повсеместным и заменит школы, а это недопустимо. Нужно вернуть доверие к школе и к школьным учителям. Но для этого в ней должны учить размышлять, учить учиться — а не тратить время на подготовку к тестам.

 А вас, Штирлиц, попрошу остаться… после уроков

То, что сейчас за образованием в целом закрепился статус «услуги», оказывает на школы разрушительное действие. Есть такая проблема, что учителя — далеко не все, подавляющее меньшинство — всерьез восприняли «теорию образовательных услуг» и дают детям в классе азы, а за серьезными, основательными знаниями предлагают приходить на платные факультативы, отметил Олег Смолин.

«В том числе и поэтому мы внесли законопроект об исключении из образовательного законодательства понятия «образовательных услуг». Кстати, эту идею высказал Президент Российской Федерации на Госсовете 25 августа. Мы вносим такой законопроект второй раз»,

подчеркнул он.

Напомним, законопроект определяет образовательный процесс как совместную деятельность образовательной организации, педагога и ученика по освоению образовательной программы.

Замглавы Комитета по образованию и науке, депутат фракции ЛДПР Максим Зайцев отметил, что здесь проблема не в коррупции, а в низкой оплате труда педагогов. И к тому же учителя серьезно перегружены, в том числе отчетами и проверками, которые проводят Минпросвещения и министерства регионов.

«Это вынужденная мера, которой учителя пользуются. Точно так же, как, допустим, сдача анализов в больницах, когда предлагают сдать анализы сейчас, но за деньги, либо через две недели, через месяц, но бесплатно»,

пояснил он.

Проверка качества

Такие случаи дискредитируют само школьное образование, и поэтому нужно проверять качество обучения в каждом регионе и в каждой школе, отметил член Комитета по образованию и науке Алдар Дамдинов.

Скачать

«Есть школы, в которых вообще не нанимают репетиторов, и дети прекрасно сдают ЕГЭ, но есть в том числе и номерные школы, в кавычках, в которых ребята сдают на хорошие баллы ЕГЭ, но при этом в школах количество детей, которые обучаются у репетиторов, фактически 100%»,

отметил депутат.

В таких школах дети чаще ходят к репетитору, чем на уроки, уже не надеясь на учителей. Поэтому Рособнадзор четко отслеживает коррупционную составляющую в школах, ведет мониторинг. Существует соответствующий рейтинг регионов, и такие явления не остаются втайне — потому что не бывает такого, чтобы ребенок показывал в школе только средние результаты, а вдруг сдал ЕГЭ на отлично. Как и наоборот, в случае, когда «отличники» проваливаются на Едином госэкзамене.

Поскольку контролем за качеством образования уже несколько лет занимаются Министерство просвещения и Рособрнадзор и ведомство выработало платформу по подготовке к Единому государственному экзамену, по словам Дамдинова, это дает свои плоды.

А в целом, тема качества школьного образования активно и давно обсуждается в экспертном сообществе, напомнил он, но нельзя не согласиться с тем, что репетиторы помогают систематизировать знания, которые у ребят уже есть, и дают школьникам возможность лучше подготовиться к экзаменам психологически и морально.

Так что, если родителям спокойнее, когда у ребенка есть такие «нешкольные учителя», пусть будут. Но школам все-таки — не надо расслабляться!

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен