Новые правила прохождения техосмотра автомобилей, которые должны были вступить в силу 1 марта 2021 года, начнут действовать на полгода позже — с 1 октября. Так что есть время получить диагностическую карту по прежнему порядку.
Но все же стоит разобраться, что ждет автовладельцев в плане техосмотра осенью.
Фото до, фото после
Для того, чтобы водители диагностические карты не покупали, а получали их при прохождении настоящего техосмотра, с 1 марта планировалось ввести фотофиксацию техосмотров.
Первая фотография, сделанная перед техосмотром автомобиля, послужит одним из условий допуска к техосмотру. Эта фотография должна быть сделана с точки, удаленной от пункта ТО не больше чем на 150 метров. Оператор техосмотра примет предоплату, сверит номера автомобиля, кузова, рамы с информацией, указанной в ПТС, и отправит фотофайл с координатами снимка в ЕАИСТО — Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. После этого система разрешит процедуру ТО.
Второй фотографией, по новым правилам 2021 года, в прохождении техосмотра автомобиля ставится точка. После техосмотра оператор ТО загружает в систему фотографию — и оформление диагностической карты завершается электронной подписью.
Храниться диагностическая карта с 2021 года будет в ЕАИСТО, в электронном виде. Но правила не исключают выдачу бумажной версии документа.
Цена вопроса — и штрафы за нарушения
Стоить техосмотр автомобилей с октября 2021 года в каждом ТО будет по-разному: операторам дадут определенную свободу в определении цены на эту услугу. Эксперты отмечают, что еще до того, как стало известно, что новые правила техосмотров начнут действовать не с 1 марта, а только в октябре, стало заметно подорожание ТО — в каких-то регионах цены скакнули в два раза, в каких-то — в три.
Чтобы не допустить чрезмерного завышения цен, региональные власти установят коридор цен на ТО: его рассчитают по методике ФАС.
Штрафовать за нарушение сроков прохождения ТО начнут только в марте 2022 года — срок введения ответственности за техосмотр автомобиля сдвинулся из-за пандемии коронавируса. Но аннулировать диагностическую карту могут и сейчас — причиной может стать отсутствие техосмотра или его фальсификация: это когда в диагностической карте «все хорошо», а машина очевидно не соответствует требованиям безопасности.
ГИБДД присмотрит
Чтобы навести порядок в пунктах ТО, по новым правилам будет установлено понятие «пропускная способность» ПТО. Операторы ТО должны будут установить ее самостоятельно — этот показатель они будут подавать в Российский союз автостраховщиков при регистрации, и ЕАИСТО будет ориентироваться на него при учете техосмотров: дневную норму пункт ТО сможет превысить на 5%, не больше.
ГИБДД будет следить, не нарушают ли операторы ТО новую процедуру техосмотра: маршруты патрулирования проложат так, чтобы полицейские могли сопоставить число побывавших в пункте машин и количество зафиксированных в системе техосмотров. Если патрульные заподозрят оператора в приписках — в пункт ТО нагрянет проверка.
Будут наведываться в пункты ТО и тайные покупатели.
Пора — не пора?
Отметим, относительно сроков прохождения техосмотров в России действует четкий порядок. Так, новым легковым автомобилям — до четырех лет — ТО не нужен вообще, они от этой процедуры освобождены.
Автомобили от 4 до 10 лет — в том числе прицепы и полуприцепы, грузовые машины и мототранспорт — нуждаются в техосмотре 1 раз в 2 года. После десяти лет автомобилю требуется ежегодный ТО.
Также раз в год ТО положено проходить новым легковым такси, учебным автомобилям, автобусам, транспорту со спецсигналами, грузовикам с большой грузоподъемностью. Но как только такому автомобилю исполнится пять лет, техосмотр придется проходить два раза в год. Как и машинам, которые перевозят опасные грузы.