«Это вводится для того, чтобы все-таки транспортные средства реально проходили техосмотр, а не покупали диагностические карты, и выезжали на дороги хотя бы немного соответствующими основным положениям по допуску транспортных средств»,
Также он отметил тенденцию к подорожанию услуг пунктов ТО.
«Подорожание услуг пунктов ТО уже заметно, где-то в 2, где-то в 3 раза, эта тенденция уже есть. То есть в некоторых регионах стоимость выросла от 250 до 750-800 рублей»,
1 октября вступит в силу приказ Минтранспорта, согласно которому процедуру техосмотра в РФ теперь будут вести в режиме фотофиксации. Для того, чтобы оформить диагностическую карту, понадобится сделать два снимка — до диагностики и после нее. Фотофайлы с координатами места, в котором они были сделаны, будут отправлены в ЕАИСТО (единая автоматизированная информационная система технического осмотра). К координатам предъявляются определенные требования: так, для того, чтобы снимки стали документом, подтверждающим посещение пункта технического осмотра, место съемки не должно быть удалено от ТО более чем на 150 метров.
Перед тем, как приступить к диагностике, оператор должен сверить номера автомобиля, рамы, кузова с номерами в свидетельстве о регистрации или ПТС. Если они не совпадут, автовладельцу откажут в диагностике и зафиксируют причину в ЕАИСТО. Если все нормально — техосмотр начнется с предоплаты и загрузки в систему первого снимка: если эти условия не будут выполнены, система не даст внести данные в карту. Закончится техосмотр загрузкой в систему второго снимка — после этого оператор сможет завершить оформление диагностической карты с помощью электронной подписи. Храниться она будет в ЕАИСТО, но по желанию автовладельца может быть оформлена и в бумажном варианте.
Штрафы за нарушение сроков техосмотра из-за пандемии введут только в марте 2022 года, но уже сейчас диагностическую карту ГИБДД может аннулировать, если машина не прошла диагностику или прошла успешно, а на самом деле требованиям безопасности автомобиля не соответствует. Эти сведения тоже попадут в ЕАИСТО, и оператора, который фальсифицировал диагностическую карту, привлекут к ответственности. О том, что карта недействительна, ГИБДД оперативно известит хозяина автомобиля, его страховщика и Российский союз автостраховщиков. И с этого момента автовладелец начнет получать штрафы за езду без диагностической карты.
Стоимость техосмотра каждый оператор будет устанавливать сам, но в коридоре цен, установленном региональными властями. Рассчитывать его будут по методике ФАС. Чтобы контролировать деятельность операторов, с марта будет установлено понятие «пропускная способность пункта техосмотра». Оператор определит ее сам и укажет при аккредитации в РСА, а система будет контролировать соответствие реальных показателей заявленным и допустит превышение дневной нормы не более чем на 5%.
Проверять пункты ТО будут с помощью «контрольных закупок» и приближения к ним маршрутов патрулирования ГИБДД. Если инспектор сопоставит реальное количество машин с числом оформленных диагностических карт и выявит расхождение, пункт ТО проверят.
Отметим, по действующему законодательству освобождены от техосмотров легковые автомобили возрастом до 4 лет. Один раз в два года ТО проходят машины, прицепы и полуприцепы, мототранспорт и грузовики до 3,5 тонн возрастом от 4 до 10 лет. После десяти лет их осматривают ежегодно. В таком же режиме — один раз в год — ТО проходят легковые такси, учебные автомобили и транспорт со спецсигналами, автобусы, грузовики массой от 3,5 тонн, если им до 5 лет. Когда такой машине стукнет 5 лет, ей потребуется ТО раз в полгода — как и спецтранспорту, который используют для перевозки опасных грузов.