Партии и религиозные объединения не будут признаваться иноагентами
Законопроектом о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, предлагается не признавать партии и религиозные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке, иностранными агентами. Эта же норма будет распространяться на органы публичной власти РФ, государственные компании, госкорпорации, а также лица, подконтрольные им.
Положения документа уточняют перечень оснований для включения и исключения из реестра иностранных агентов. Иноагент может быть исключен из реестра, если в течение года не получал денежные средства и иное имущество от иностранных источников, организационно-методическую, научно-техническую помощь, помощь в иных формах. Иноагента также могут исключить из реестра, если по результатам внеплановой проверки установлено, что он не позднее чем через три месяца со дня включения реестр отказался от финансирования и возвратил деньги.
Физическое лицо, впервые включенное в реестр, согласно поправкам, имеет право подать заявление в свободной форме об исключении из реестра с приложением подтверждения о прекращении обстоятельств, послуживших основанием для включения в реестр. Решение по данному вопросу будет принято в течение 30 дней.
Также в реестр будут вноситься данные о физических лицах, аффилированных с иностранными агентами. Речь идет об учредителях, членах, участниках или руководителях организаций или незарегистрированных общественных объединениях, которые получили статус иноагента.
При этом уточняется, что на физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, не распространяются требования и ограничения, установленные для иностранных агентов.
Иностранным агентам, согласно внесенному законопроекту, запретят осуществлять преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних и производить информационную продукцию для детей и подростков. Им также нельзя будет выступать поставщиками (подрядчиками, исполнителями) при осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Сохраняется обязанность иностранных агентов маркировать произведенную ими продукцию.
Кроме того, в документе прописана обязанность иноагентов раз в полгода размещать в интернете или предоставлять СМИ для опубликования отчет о своей деятельности.
Положения законопроекта уточняют и понятийный аппарат — подробно разъясняются понятия «иностранный агент», «иностранное влияние», «иностранный источник», «политический деятель».
Определяется, что иноагентом может быть признано любое российское или иностранное юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и иное объединение лиц или физическое лицо независимо от его гражданства или отсутствия такового, если такие лица получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием и осуществляют политическую деятельность либо целенаправленный сбор сведений в области военно-технической деятельности России.