Как законодатели корректируют правила содержания тепловых сетей и запуска отопительного сезона, читайте в материале «Дума ТВ».
Кто принимает «отопительные» решения
За запуск отопительных сезонов отвечают власти на местах. Именно они отдают приказ предприятиям тепловых сетей, и только после получения сигнала от теплоснабженцев в эту «цепочку» включается ЖКХ.
Отопительный сезон начинается, если в регионе более пяти дней держится предельная среднесуточная температура +8 и ниже. Но если холодные дни случаются поздней весной или ранней осенью — шанс, что дадут тепло, невелик. И напротив, декабрь «в плюсе» — не основание для отключения отопления. Ведь и запуск, и отключение отопительной системы — дело технически непростое, а если холода не по сезону — они могут и уйти на следующий день после начала подачи тепла.
Традиционно, если холода не грянут раньше времени, отопительные сезоны стартуют 1-15 октября — дома «запускают» по графику, что помогает своевременно решать проблемы: у кого-то возникают протечки радиаторов, до кого-то — тепло не доходит.
Гори, гори, моя плита
Иногда муниципальные власти идут навстречу гражданам и отдают распоряжения, связанные с отопительным сезоном, раньше, чем «гром грянет». Но, к сожалению, зачастую буква министерских приказов оказывается сильнее — и людям приходится обогревать жилье своими силами. Люди, ожидая начала отопительного сезона, спасаются от холода с помощью не самых надежных и безопасных обогревателей или газа, который не выключают сутками. Так случилось и в нынешнем году — в ряде регионов похолодало, а тепло не дали.
«Люди начинают обогреваться газом, и на ночь его включать. Целый день газ горит, лишь бы обогреть свое жилье, детей согреть»,
Это приводит к трагедиям, подобным той, что разыгралась 8 сентября 2021 года в Ногинске Московской области, когда в результате взрыва бытового газа погибли 7 человек и пострадали еще 15.
Чтобы предотвратить такие трагедии в дальнейшем, депутат направила на имя главы правительства обращение, в котором предложила скорректировать нормы, которые используются для начала отопительного сезона: предельную среднесуточную температуру увеличить с +8 до +10, а срок сократить с 5 дней до 3.
«По осени по всем субъектам люди именно обогреваются, пока мы не включаем отопление: все ждем, чтобы среднесуточная температура упала. […] Наверное, надо включать тепло людям раньше»,
И каждый регион, по ее словам, должен ориентироваться на свою ситуацию.
Подготовку возложили на профессионалов
Готовиться к следующему отопительному сезону в России начинают весной, когда завершается предыдущий — сети теплоснабжения проверяют и ремонтируют. Проверка готовности теплосетевых предприятий ложится на плечи органов местного самоуправления. Но в их штате не всегда есть профессионалы, которые способны грамотно оценить, насколько организация подготовилась к началу отопительного сезона.
Поэтому в прошлом году Государственная Дума приняла законопроект, который включает в муниципальные комиссии по проверке готовности к отопительному сезону наряду с представителями администрации муниципалитетов профессионалов-теплоснабженцев — представителей единой теплоснабжающей организации, с которой у органа местного самоуправления заключен договор теплоснабжения, поставки тепловой энергии или оказания услуг по передаче тепловой энергии.
А значит, контроль за состоянием сетей теплоснабжения теперь будет более экспертным и надежным.
Котел больше не общий (и не ничейный)
Еще один закон, имеющий отношение к обеспечению безопасного использования сетей теплоснабжения, вступил в силу в июле 2021 года. Он устранил правовую неопределенность относительно определения органом местного самоуправления единой теплоснабжающей организации в отношении бесхозных источников тепловой энергии — то есть котельных. Законопроект был внесен Тюменской областной Думой с пояснением, что только в Тюменской области число бесхозных котельных составляет 26, при этом общее количество муниципальных котельных — 1238. Прекращение работы котельных создает аварийную ситуацию, поэтому исключительный порядок определения теплосетевой организации, которая должна обслуживать теплосети до признания права собственности на них, теперь распространяется и на бесхозные котельные. Это сделано еще и потому, что источники тепловой энергии — котельные — в отличие от теплосетей не могут функционировать без персонала и затрат на топливно-энергетические ресурсы.
Теперь бесхозяйные котельные принимаются на учет Росреестра по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и по истечении года орган МСУ должен обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на котельную.