Главное
Не наблюдали, но осуждают
Рассказываем, для чего международные наблюдатели приезжают на выборы и как будет организована их работа в избирательной кампании – 2021.
14 сентября 2021
6058
Время чтения ~ 7 минут

Государственная Дума, Министерство иностранных дел и Центральная избирательная комиссия по традиции пригласили международные организации наблюдать за российскими выборами, которые пройдут с 17 по 19 сентября.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин в июле направил приглашения представителям национальных парламентов стран и межпарламентских организаций, в том числе в Парламентскую ассамблею Совета Европы, Парламентскую ассамблею ОБСЕ, Парламентскую ассамблею Черноморского экономического сотрудничества, Межпарламентскую ассамблею православия, а также по линии Парламентской ассамблеи ОДКБ, Межпарламентской ассамблеи СНГ и Парламентского собрания Союза Белоруссии и России.

Главе ПАСЕ Хендрику Дамсу спикер Госдумы лично предложил направить своих представителей на выборы, и он принял это приглашение. Но некоторые организации уже успели отказаться от приезда на выборы в Россию в этом году.

Рассказываем, для чего международные наблюдатели приезжают на выборы и как будет организована их работа в избирательной кампании – 2021.

Правила игры

Одним из документов Центризбиркома России по международному сотрудничеству является Декларация принципов международного наблюдения за выборами ООН, в которой, в частности, говорится, что иностранное наблюдение:

- играет важную роль в обеспечении точной и непредвзятой оценки избирательных процессов;

- проводится в интересах населения страны и международного сообщества;

- должно проводиться при уважении суверенитета страны. Международные миссии по наблюдению за выборами должны уважать законы принимающей страны;

- ориентировано на сам процесс и не касается каких-то конкретных результатов голосования. Оно касается результатов выборов лишь в той мере, в какой это связано с их честным и точным объявлением в условиях транспарентности и в установленные сроки;

- исходит из признания того, что никто иной, как население страны, в конечном итоге решает вопрос о легитимности процесса выборов и доверии к его результатам.

Международным наблюдателям должна быть предоставлена свобода передвижения, возможность делать публичные заявления и свободный доступ к информации.

Вместе с тем они обязаны соблюдать положения Кодекса поведения международных наблюдателей за выборами (тоже принят ООН), в котором декларируется уважение суверенных прав и международных норм в области прав человека, уважение законов страны и полномочий избирательных органов, неизменное поддержание строгой политической беспристрастности, невоспрепятствование процессу выборов, обеспечение точности наблюдения и профессионализма при вынесении заключений и т. д.

Центральная избирательная комиссия России уже разъяснила порядок международного наблюдения на выборах в Госдуму: весь процесс многодневного голосования – от опечатывания ящиков до подсчета голосов – будет доступен и транспарентен для иностранных наблюдателей.

В частности, иностранные наблюдатели вправе:

- встречаться с кандидатами в депутаты Госдумы восьмого созыва, представителями политических партий и иных общественных объединений, наблюдателями;

- иметь доступ ко всем документам, регулирующим избирательный процесс, но не затрагивающим интересы национальной безопасности и не содержащим информацию конфиденциального характера;

- находиться в помещении для голосования в дни выборов, присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, при повторном подсчете голосов избирателей;

- знакомиться со списком избирателей, книгой списка избирателей, реестром заявлений (устных обращений) избирателей о голосовании вне помещения для голосования;

- наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

- знакомиться с порядком работы технических средств подсчета голосов избирателей (комплексов обработки избирательных бюллетеней, комплексов для электронного голосования) и наблюдать за их использованием избирательной комиссией в день голосования;

- наблюдать за проведением дистанционного электронного голосования;

- присутствовать при непосредственном подсчете голосов избирателей и наблюдать за их подсчетом на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; 

- ставить свои подписи на опечатанных мешках или коробках, в которые упаковываются избирательные бюллетени, список избирателей, другая избирательная документация после завершения подсчета голосов избирателей;

- информировать представителей избирательных комиссий о своих наблюдениях без вмешательства в работу избирательных комиссий и попыток руководства процессом выборов;

- предоставлять свое заключение о результатах наблюдения за подготовкой и проведением выборов организаторам выборов, органам государственной власти, их должностным лицам.

Ковидная реальность

Принципиальной особенностью организации наблюдения за выборами из-за эпидемиологической обстановки в этом году станет приоритет здоровья всех участников избирательного процесса: и избирателей, и членов избиркомов, и самих наблюдателей. На это обратили особое внимание в Центризбиркоме.

Россия готова принять большое количество иностранных наблюдателей на выборах в Госдуму восьмого созыва с соблюдением всех необходимых мер эпидемиологического контроля и защиты, также заверил председатель Комитета Госдумы по международным делам, член фракции ЛДПР Леонид Слуцкий.

«Разумеется, международные наблюдатели приедут. Более того, если в США на последних президентских выборах было всего лишь 30 международных наблюдателей, я думаю, что у нас их будет в разы больше. Несмотря на то, что мы объективно сейчас живем в период пандемии COVID-19, разумеется, будут приняты все самые серьезные меры эпидемиологического контроля и защиты»,

заявил депутат.

Выборы без ОБСЕ

На выборах в Госдуму седьмого созыва за проведением голосования и подсчетом голосов следили 774 иностранных наблюдателя от 63 государств и 10 международных организаций. Самой многочисленной стала миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе — 513 человек.

Но в этом году БДИПЧ и Парламентская ассамблея ОБСЕ приняли решение не направлять своих наблюдателей на выборы в России. В Думе это заявление приняли с недоумением.

«Убежден, что именно в обеспечении справедливого избирательного процесса в соответствии с общепринятыми международными стандартами состоит главная миссия международных наблюдателей. Поэтому отказ структур ОБСЕ от участия в наблюдении на сентябрьских выборах в нашей стране воспринимается с недоумением»,

сказал глава Комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарев.

Он подчеркнул, что Россия, как член ОБСЕ, открыта для наблюдения и скрывать ей нечего.

Комиссия Госдумы также проанализировала деятельность наблюдателей от БДИПЧ в течение почти трех десятилетий. Так, организация уже дважды отказывалась присылать в Россию своих наблюдателей: в 2007 году на выборах в Госдуму, и в 2008-м — на выборах президента.

«Действия БДИПЧ ОБСЕ и шумная реакция с осуждением в адрес России со стороны официальных лиц Запада говорит о том, что программа по дискредитации и делегитимации выборов в России запущена, а реальные итоги выборов их просто не интересуют»,

убежден Василий Пискарев.

«Отдельное удивление» вызвало и решение Парламентской ассамблеи Совета Европы направить в Россию лишь пять человек (приглашались десять человек), рассказал 7 сентября Леонид Слуцкий.

«При этом речь не идет о полноценном наблюдении за выборами, это будет некая оценочная миссия. Тем не менее, надеемся, что на выборах обязательно будут присутствовать наблюдатели от национальных парламентов иностранных государств и межпарламентских организаций, приглашения которым направлялись по линиям обеих палат Федерального Собрания»,

уверен Слуцкий.

В свою очередь Вячеслав Володин заявлял, что Европарламент не признаёт итоги голосования в выбравших свой путь развития странах. И вместо этого организации стоит обратить внимание на выборы в Соединенных Штатах с их «архаичной и неподконтрольной обществу избирательной системой».

Вячеслав Володин напомнил, что в России говорили уже не раз о предстоящем иностранном вмешательстве в предстоящие выборы.

«Но чтобы вот так, за несколько месяцев говорить об их непризнании, если не смогут продвинуть во власть себе угодных — тех, кто будет обслуживать их интересы, — что-то новое. Состояние истерики и двойные стандарты»,

отметил он.

Подобные призывы не признавать легитимность нового созыва Государственной Думы, особенно те, что звучат заблаговременно, должны расцениваться не иначе, как вмешательство во внутренние дела России, считает глава Комитета по международным делам.

«Но мы не позволим никаким внешним силам оказывать влияние на выборы или пытаться спекулировать на этой почве»,

заключил Слуцкий.

Отметим, выборы в Госдуму восьмого созыва назначены на Единый день голосования 19 сентября. Они будут проходить в течение трех дней: 17, 18 и 19 сентября. В Единый день голосования также состоятся выборы 39 региональных парламентов, прямые выборы глав девяти регионов (в трех регионах высших административных лиц будут выбирать депутаты заксобраний).

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен