«Мнение»: Александр Клюкин про «большую игру с высокими ставками»
В нашей прошлой колонке мы затронули тему стремительно меняющегося мира, в котором на глазах раздвигаются пределы возможного, и то, что вчера казалось абсолютно несбыточным, вдруг делается реальным.
Такие моменты в истории на самом деле выдаются крайне редко, а длятся они недолго. Окна возможностей приоткрываются – и быстро захлопываются. А то и превращаются в западню. Преимущество, непременное качество настоящего искусного политика – видеть эти возможности, причем в динамике, ощущать их заранее, быть готовым ими воспользоваться. И, конечно, предвидеть, когда возможности перестают быть возможными, чувствовать подвохи и опасности. И если рисковать, то осознанно.
Об этом я думаю, когда читаю реакции большинства наших политиков и политологов на происходящее в мире. При этом что интересно: готовность людей быстро и безапелляционно судить о том, о чем у них по определению не может быть точной, полной и проверенной информации. При всем уважении к коллегам – ну не отчитываются перед ними о планах и достижениях ни в Кремле, ни в Белом доме. Информация идет дозированная и не случайная, та, обнародование которой – в интересах источника. А выводы делаются сколь громогласные, столь же и безосновательные.
Нет, я понимаю, что политологов язык кормит, и они считают себя обязанными ежедневно подтверждать реноме. Но надо же чувствовать и ответственность за свои слова и влияние на аудитории.
Некоторое время назад Президент России Владимир Путин дал своеобразный «пас» американскому коллеге Дональду Трампу – провел неожиданное вечернее совещание и заговорил на нем о возможности совместной с США разработки российских редкоземельных элементов, о том, что у нас их запасы гораздо богаче, чем в любой другой стране мира. Все это говорилось на фоне обсуждений сделки США и Украины по разработке редкоземельных запасов последней.
Контекст, по-моему, был очевиден. Что имел в виду наш Президент – можно строить версии. Может быть, кстати, он просто, как теперь говорят, «троллил» Трампа – мол, что он вцепился в украинские редкоземельные элементы, зачем их увязывать с переговорным процессом о мире – вот у нас тут этих самых редкоземельных элементов куда больше, приходите, инвестируйте, будем вместе разрабатывать. А может быть, Путин всерьез показывал Трампу реальное окно возможностей, реальную перспективу сотрудничества. Которое само по себе на самом деле является гораздо более прочной основой мирного соглашения, нежели какие-то конъюнктурные договоренности с нелегитимным украинским «вождем», который, как вскоре выяснилось, не только не умеет вести сложные международные переговоры, но просто элементарно не умеет себя вести.
Но что началось в нашей блогосфере! Какое-то «всепропальство» в квадрате, в кубе. Посыпались комментарии: «Путин сдал» – и редкоземельные элементы, и Северный морской путь, и чуть ли не всю Россию оптом. Хотя что плохого в возобновлении экономического сотрудничества с США? Разве нам не нужны лишние инвестиции? Они не только редкоземельным элементам, которые, кстати, очень хлопотно и дорого добывать, они, например, и Красноярскому алюминиевому заводу совсем не помешали бы, и многим другим предприятиям или месторождениям. Но нет «все пропало». Даже отрезвляющее заявление министра иностранных дел Лаврова с напоминанием о новых российских регионах, вписанных в нашу Конституцию, – и то не на всех подействовало. Удивительное неумение видеть лес за деревьями, чувствовать логику и азарт большой геополитической игры.
Да посмотрите вокруг, оцените, что в мире-то происходит! США и Израиль голосуют в ООН против антироссийской резолюции по Украине (а Сербия с Венгрией за, хоть и извинялись потом). Трамп заявляет о возможности возобновления работы трубопроводов «Северного потока» и поставок российского газа в Германию. В США СМИ пишут о прекращении поставок вооружений на Украину – новых не планируется, ранее обещанные – ищут возможности, как прекратить. Белый дом изучает планы возможного снятия санкций с России. Зеленского отчитывают в Белом доме, как нашкодившего школьника, и попросту указывают ему на дверь.
Да, конечно, все это может быть еще десять раз переиграно. Да, возможно, все нашумевшие сцены в Овальном кабинете Белого дома были просто театральной постановкой, чтобы развязать Трампу руки, а заодно проверить нашу реакцию и готовность поднимать ставки в игре. Да, безусловно, Трамп все это делает не из любви к России и не из стремления к мировой гармонии и справедливости. Он прагматик, он ищет свою выгоду, ему надоело, что Украина и вся Европа в целом норовят таскать каштаны из огня американскими руками и обеспечивают свою безопасность за американский счет.
В этом и искусство политика, которым наш Президент, безусловно, владеет в полной мере, – понять и просчитать, где выгоды США в динамично меняющейся ситуации могут быть и нашими, где можно доверять, где и что нужно проверять. Где, может быть, имеет смысл сделать шаг, который Трамп сможет оценить как уступку и, приняв этот пас, дать России удобную подачу под удар.
Идет большая, глобальная геополитическая игра, ставка в которой – гораздо больше, чем Украина и ее политическое будущее. Здесь и ответ на вопрос, почему мы вообще говорим об Украине с Трампом. Некоторые и это ухитрились расценить как признак нашей слабости. Естественно, если бы линия боевого соприкосновения проходила бы сегодня не возле Курахово и Селидово, а под Львовом и Ивано-Франковском, мы разговаривали бы по-другому. Но не в этом дело. Вспомните канун СВО, вспомните обращения России к мировому сообществу, в лидерам стран Запада, где доходчиво объяснялись причины будущей операции. Речь шла не об Украине, а о месте и роли России в мире, об обеспечении долгосрочной глобальной безопасности нашей страны. На Западе предпочли не услышать, сделали вид, что не поняли. Теперь, три с лишним года спустя, Запад вынужден услышать и понять. И начинаются переговоры. Конечно, с Трампом в первую очередь – не с Зеленским же их вести.
И повторюсь, надо чувствовать окна возможностей. Строится новый миропорядок. Америка вводит пошлины против Канады и Мексики. Звучали и слова о возможности такого же против стран Европы. Казавшийся нерушимым и монолитным западный блок не раскалывается еще, конечно, но ощутимо потрескивает. Европейские лидеры попытались было поддержать Зеленского после вашингтонского афронта. Т.е. обозначили свою оппозицию Трампу. В Америке в ответ заговорили о возможности выхода из НАТО. Европейские «ястребы», отметим, тут же «включили заднюю». Сначала британский премьер Стармер заявил было, что Англия по-прежнему выступает за отправку своих войск на Украину и продолжит вооружать ее даже после установления мира (!). Но через очень короткое время сказал, что европейские страны, действуя на украинском направлении, нуждаются в американских «гарантиях безопасности». Наши заклятые европейские друзья не отступают от своей линии, но, разжигая костер войны, норовят спрятаться за плечом американского партнера.
А тот отнюдь не прост. Трамп не случайно заявил, что Зеленскому лучше бы оказаться неправым в том, что боевые действия на Украине будут идти еще годы. И, как по команде, украинская Верховная Рада (легитимный, что важно, в отличие от Зеленского, орган власти) провозгласила, что приветствует мирные переговоры, «которые начал Трамп».
Так делается политика. Это сеанс сложнейшей одновременной игры на тысяче досок, причем правила могут меняться по ходу дела.
И тысячу раз прав Председатель Госдумы Вячеслав Володин, написавший в эти дни: «Преимущество России сегодня по сравнению с другими странами — это не нефть, не газ, не редкие металлы. Преимущество нашей страны — Президент Путин. Поэтому как никогда именно сегодня, в период вызовов и внешней агрессии, крайне важна консолидация всех граждан, политических сил вокруг главы нашего государства. Опираясь на которую, он сможет отстоять интересы страны, сделать все для ее безопасности».
*Мнение редакции может не совпадать с позицией автора