ГД утвердила отчет об исполнении бюджета за 2017 год

Госдума приняла Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2017 год». С отчетом в нижней палате парламента выступил официальный представитель Правительства РФ, министр финансов Антон Силуанов, заключение Счетной палаты представил ее руководитель Алексей Кудрин.

Выступая на пленарном заседании от фракции «Единая Россия» с поддержкой отчета, первый заместитель Председателя Государственной Думы Александр Жуков указал на существенное отличие исполнения бюджета за минувший год.

«Чем бюджет 17-го года отличается принципиально от того, что мы имели в предыдущие несколько лет? Прежде всего тем, что, если в 16–15-м году мы в течение года сокращали расходы бюджета, были вынуждены это сделать в связи с экономическим кризисом, очень сложной ситуацией в мировой экономике, и который отразился на нашей, то в 17-м году мы увеличивали расходы. У нас увеличились доходы бюджета, у нас действительно сократился дефицит бюджета, и не просто дефицит, а сократился ненефтегазовый дефицит»,

сказал Жуков.

Парламентарий отметил сокращение ненефтегазового дефицита бюджета, считая, что представленные показатели свидетельствуют о «слезании с нефтяной иглы».

«На самом деле, это свидетельствует о том, что вот это слезание с нефтяной иглы, о котором мы много лет здесь говорили и обсуждали, как это сделать, этот процесс идет, и у нас растут доходы бюджета, не связанные с нефтью и газом»,

подчеркнул Александр Жуков.

По итогам рассмотрения финансового документа первый вице-спикер предложил выпустить брошюру «Бюджет для граждан», чтобы каждый гражданин в доступной форме мог ознакомиться с исполнением параметров финансового отчета.

Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров в заключительном слове подчеркнул, что «достоверность представленных цифр подтверждена Счетной палатой», и «достоверность должна быть подтверждена парламентом».

Принятым документом утвержден отчет об исполнении федерального бюджета за 2017 год. Доходы составили 15 088,9 млрд рублей, расходы — 16 420,3 млрд рублей. Дефицит бюджета составил 1331,4 млрд рублей. ВВП за 2017 год составил 92 037,2 млрд рублей, годовая инфляция снизилась до 2,5% по сравнению с 2016 годом — 5,4%.

По состоянию на 1 января 2018 года остатки бюджетных ассигнований составили 596,6 млрд рублей, объем средств Фонда национального благосостояния — 3752,9 млрд рублей. Средства Резервного фонда в полном объеме (1000,4 млрд рублей) использованы в 2017 году для обеспечения сбалансированности федерального бюджета.

Как отметил Антон Силуанов, в 2017 году российская экономика после 2 лет рецессии перешла к восстановительной стадии роста.  После спада ВВП в 2016 году на 0,2% по итогам 2017 года рост экономики составил 1,5%, что значительно оптимистичнее первоначальных прогнозов (0,6%), учтенных при формировании Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». 

Бюджетная политика в 2017 году была направлена на повышение стабильности и предсказуемости макроэкономических условий, необходимых для обеспечения устойчивых темпов роста экономики.

Принятое решение о сохранении в 2017 году дополнительных нефтегазовых доходов, формируемых при превышении ценой на нефть отметки 40 долларов за баррель, позволило начать реализацию новой конструкции бюджетных правил в рамках переходных положений. В целях минимизации влияния ценовой конъюнктуры на рынке нефти на динамику курса с февраля 2017 года проводились операции на валютном рынке во взаимодействии с ЦБ РФ по покупке иностранной валюты в объемах, эквивалентных дополнительным нефтегазовым доходам.

В пояснительной записке отмечается, что в общей сложности за 2017 год совершено операций по покупке иностранной валюты на сумму 829 130 млн рублей. К результатам внедрения «бюджетных правил», в том числе проведения указанных операций, можно отнести, в частности, увеличение потенциальных темпов роста ВВП за счет формирования предсказуемой и устойчивой макроэкономической среды, снижение зависимости федерального бюджета от динамики цен на нефть, о чем свидетельствует сокращение ненефтегазового дефицита по итогам 2017 года до 7,9% ВВП, что, по мнению министра финансов, представляет собой самый низкий показатель с 2008 года, и существенное снижение чувствительности курсовых колебаний к динамике цен на нефть.

Отметим, выступая в Госдуме с заключением на отчет об исполнении бюджета-2017, глава контрольного ведомства Алексей Кудрин заявил, что Счетная палата РФ призывает Правительство более строго подходить к вопросам увеличения финансирования госпрограмм в бюджете на следующую трехлетку, в случае если программы показали недостаточную эффективность: «Мы считаем, что нужно более строго подходить к увеличению финансирования особо не эффективных государственных программ (в бюджете на 2019–2021 годы. — Прим. ред.), потому что госпрограммы остаются основным инструментом выполнения и национальных проектов».

Смотрите также