31 марта 2021 / 14:59
1811
Время чтения ~4 минуты

Депутат назвал два способа защиты от травли в соцсетях

Если человек подвергся травле в сети, есть два варианта решения проблемы — обратиться в полицию или в саму социальную сеть. Об этом в прямом эфире в инстаграм «Дума ТВ» рассказал первый замглавы Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.

«Если этот человек вам знаком, это один путь — он уже идентифицирован, в этом случае вы можете подстраховаться и как минимум сообщить об этом знакомым, друзьям, кому доверяете, чтобы знали, от кого исходит угроза»,

сказал он.

Все зависит от степени агрессии человека — можно ограничиться и блокировкой нежелательного контакта, если человек написал 1-5 раз, но другое дело, если это вызывает серьезные опасения и продолжается подолгу — «месяцами, а у некоторых годами».

«Когда человек не пять аккаунтов создал, а 555, и пишет вам не только в социальную сеть Инстаграм, но и в Фейсбуке, Вконтакте, на электронную почту, в мессенджеры, и продолжает это делать. И дальше, если он сопровождает это угрозами, то на наш взгляд, это является серьезным сигналом к действию»,

отметил Боярский.

По словам первого замглавы Комитета ГД, в правоприменительной практике пока что нет инструмента для защиты человека в такой ситуации, но несмотря на это, нужно обязательно написать заявление в полицию.

«Понятно, что вряд ли тут же будет отработано это заявление так, как нам хотелось бы. Но если вдруг он появится у вас, условно говоря, на пороге и вы почувствуете реальную угрозу, — если до этого было написано заявление, то уже совсем будет другая история. Обязательно это нужно сделать»,

подчеркнул парламентарий.

Он рассказал, что рабочая группа скоро выйдет с предложением ввести как один из вариантов защиты для такого рода ситуаций инструмент судебного запрета, и использовать его, когда человек собирает достаточную доказательную базу о том, что тот или иной абонент в лице такого-то физического лица систематически и продолжительное время докучает самыми разными способами.

«Ведь можно и без прямой угрозы убийства человека полностью деморализовать»,

подчеркнул депутат.

Предполагается, что в таких случаях будет задействован институт судебного запрета — когда судья, приняв доводы истца, налагает запрет в отношении определенного лица на какие-то действия.

«А именно: контакты через мессенджеры, с помощью социальных сетей и сетей интернет на какой-то условный срок. И в случае нарушения этого запрета злоумышленник будет уже подвергаться санкциям со стороны государства»,

пояснил первый замглавы Комитета ГД.

Наказания могут быть выражены в штрафах, принудительных работах, максимальным может стать условное лишение свободы. 

В другом случае, если агрессора невозможно вычислить, более действенным будет обращение в саму социальную сеть.

«Они, надо сказать, по-разному реагируют на такого рода запросы, я сам сталкивался. Инстаграм почему-то не может до сих пор заблокировать одного человека одержимого, используя IP его устройства. А Фейсбук это сделал. Хотя это вроде как одна компания»,

отметил Боярский.

Администраторы Фейсбука увидели, что с одного и того же IP-адреса создаются десятками новые пустые аккаунты, на которые все время жалуется один и тот же человек, они посмотрели содержимое и поняли, что это не соответствует их внутренним правилам и забанили адрес, рассказал он.

«Мы с 1 февраля вообще впервые в новейшей истории нашим законопроектом описали, что такое социальная сеть. Это понятие впервые появилось в правовом пространстве только 1 февраля, у нас прошло чуть больше полутора месяцев»,

напомнил первый замглавы Комитета ГД.

В законе о саморегулировании социальных сетей, который вступил в силу 1 февраля 2021 года, описаны взаимоотношения соцсетей с пользователями, с Роскомнадзором, и как один из авторов законопроекта Боярский выразил надежду, что за год, который последует за принятием закона, социальные сети перестроятся, начнут мониторить себя более глубоко и тщательно, сдавать отчеты в Роскомнадзор, чтобы было понятно, каких угроз больше и как может вмешаться государство.

«На сегодняшний день там везде есть кнопки «пожаловаться», но они по сути не обязаны вам отвечать. Они могут отреагировать оперативно, и тогда честь им и хвала, а могут отреагировать через полгода или вообще не отреагировать на самого разного рода жалобы»,

отметил Боярский.

Напомним, согласно новым положения закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» владельцы интернет-площадок с 1 февраля обязаны самостоятельно принимать меры по ликвидации со своих платформ информации, нарушающей законодательство Российской Федерации.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен