Активисты зарубежных экологических движений и организаций не устают разбрасываться обвинениями в адрес Российской Федерации. Власти России, с их точки зрения, недостаточно рачительно распоряжаются природными ресурсами и сокровищами, которые так несправедливо расположены на территории нашего государства. Да, в России действительно есть проблемы с охраной окружающей среды — но так ли чисты намерения зарубежных советчиков?
«Зеленые» и… «зелень»
Почему-то самые яростные защитники природы имеют иностранное гражданство или, по крайней мере, кормятся на вливания из-за рубежа. Только, к сожалению, знают об этом немногие — поскольку радетели о здоровье лесов, озер и морских котиков старательно мимикрируют, подделываются «под своих». Подчеркивают: «Я мы Россия».
Так, самая известная международная экологическая организация обозначает свое российское отделение как «Гринпис России».
Но борьба со спекуляцией — это открытость, отметил глава Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. По его словам, нужно обязать организации, которые финансируются из-за рубежа и являются иностранными организациями, это указывать.
«Смотрит гражданин России и думает — это же наше, это же «Гринпис России». А то, что они по 250 млн в год получают из-за рубежа на проведение соответствующих акций, с какой целью — никто не знает, это же людям не рассказывают»,
Тот факт, что живет российское отделение на иностранные деньги, в «Гринпис» не афишируют: считается, что существует оно исключительно на пожертвования российских граждан. Но бюджет организации предусматривает финансирование деятельности на территории Российской Федерации: к чему тогда такая скромность?
А вот к чему: российские проекты уже несколько лет находятся под санкциями и иностранных денег не получают.
«При этом речь идёт не только о бизнесе. Я недавно общался с учеными, которые занимаются вопросами климата и которым какой-то американский университет выделил грант на покупку животных»,
Грант вроде бы и есть — но получить его российские ученые не могут. А «Гринпис» как-то обходит санкционный запрет.
«Кто-то еще поверит, что огромные деньги, которые Гринпис получает из-за рубежа, несмотря на международные санкции, переводятся сюда ради блага нашей страны?»
Никто не пытается их демонизировать. В «Гринпис» действительно заняты борьбой за все хорошее и против всего плохого. Но необходимо задумываться, анализировать — с чего бы иностранной организации так печься о России?
Второе дно благих начинаний
«Понимаете, никогда не бывает такого, что зло — оно абсолютно. Ну действительно, они собирают деньги для тигров — правда, мы не знаем, куда они идут: тигры и без них ели, и после них будут есть, и государство у нас очень много уделяет внимания этому вопросу. То есть это все делается под таким соусом очень добрых, хороших дел. Ну действительно, почему бы не собрать людей, которые будут убирать мусор?»
Но беда в том, что добрые дела пришлых «зеленых» почему-то выходят России боком.
Так, например, «Гринпис» много лет активно боролся за выращивание лесов на сельскохозяйственных землях России. И несмотря на сопротивление парламентариев, Правительство РФ в сентябре 2020 года приняло постановление о лесах на сельскохозяйственных землях, которое перечеркнуло работу Комитета ГД по возвращению в оборот сельскохозяйственных земель как элемента продовольственной безопасности страны.
Правительство разрешило выращивать лес на сельхозземлях — и государство потеряло возможность изымать их у недобросовестных собственников. Но чем меньше полей — тем меньше продовольствия. Придется закупать его «за бугром» — и туда уплывут деньги, которые могли бы быть потрачены на развитие агропромышленного комплекса.
Или вот противоположный пример — когда экологов не послушали. В «Гринпис» голос сорвали, протестуя против расширения БАМа и Транссиба — все из-за тех же «зеленых легких». Но после принятия закона о строительстве компания РЖД заключила с Иркутской областью соглашение, по которому область получила средства на восстановление леса и работы по очистке воды и воздуха. Все участки строительства были открыты для экологического контроля.
И — тишина. А почему бы не рассказать о том, что реконструкция БАМа идет без нарушений и жалоб? А потому что не скандал. Неинтересно.
Гляжусь в озера синие
И вот снова «Гринпис» вспомнил про Байкал — в «Вашингтон пост» была опубликована тревожная статья о состоянии уникального российского озера. В ней рассказали, что озеро замусорено — а власти России ослабили защитное законодательство в отношении Байкала.
«Ситуация реально взрывоопасная — мы об этом говорим постоянно. Надо как можно быстрее ликвидировать накопленный ущерб, оставшийся после работы Байкальского ЦБК»,
Но проблема не в политике властей, а в саботаже со стороны экологов. По словам главы Комитета ГД, государство для Байкала выделяет огромные деньги: и на научные разработки, и на рекультивацию, и на прочее.
«Они не выделяют — выделяем мы. Надо говорить, конечно, о том, что у нас есть целый ряд проблем, связанных с выбором технологий, и так далее, и так далее. Но извините, уже два года назад мы бы начали рекультивацию Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, если бы не деятельность этих псевдоэкологов политических, которые блокировали постоянно, вмешивались в принятие тех или иных решений в отношении технологий»,
Любой исполнитель, который появлялся в этой теме, встречал жесткое сопротивление, рассказал Николаев. Только начинается движение по решению проблемы — стартует «экологический» протест, и начало работ откладывается. Но если дела и дальше так пойдут — у экологов появятся действительно веские основания, чтобы констатировать «беспомощность» России перед проблемой сохранения мирового природного наследия.
«Нужно об этом говорить и не стесняться. У нас почему-то принято, что если это экологи, даже зарубежные — то они хорошие. Они же хорошие дела делают — мусор убирают. Но вопрос не в мусоре — вопрос в большой политике и в очень большой экономике»,
И отдельный вопрос, конечно, почему наши чиновники поддаются влиянию этих «хороших людей».
Навести порядок в доме
Вместо того, чтобы прислушиваться к зарубежным советчикам, нам нужно заняться развитием отечественного экологического движения, уверен Николаев.
«У нас есть замечательные традиции, которые идут с начала XIX века. И очень хорошо, что сейчас возрождается деятельность Всероссийского общества охраны природы. У нас есть прекрасные экологи, активисты непосредственно в регионах»,
По словам главы Комитета ГД, эколог — это человек, который прежде всего за свою территорию болеет. В России — например, в Новосибирске, в Иркутской области, — есть такие организации, и они нуждаются в поддержке. Экологические, волонтерские объединения есть во многих регионах РФ.
«Потому что мы точно знаем, что эти люди — они за нашу страну. Эти люди болеют за свою территорию, где они живут. Абсолютно понятны их цели. Они конструктивны — потому что они хотят, чтобы одновременно и регион развивался, и чтобы он был чистым»,
А когда иностранцы начинают заниматься всем этим, их интересует первое — прежде всего скандал, и второе — блокировка какого-нибудь решения государственной важности. По словам Николаева, это вредительство, и необходимо очень четко ставить барьеры на его пути.
Наводить порядок в своей стране нужно самостоятельно, только тогда можно быть уверенными в своем будущем.