Законопроект о присоединении к Найробийской конвенции об удалении затонувших судов внесен в ГД
Правительство внесло в Госдуму законопроект о присоединении России к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов.
Документ разработан в целях устранения пробелов в регулировании вопросов предоставления гарантий или финансового обеспечения от возможного ущерба, связанного с морским судоходством, в части удаления затонувших судов во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне России.
Найробийская конвенция об удалении затонувших судов была принята 18 мая 2007 года в Кении и вступила в силу с 14 апреля 2015 года. Она применяется к судам, затонувшим в исключительной экономической зоне государства. Государство-участник может распространить применение конвенции на суда, затонувшие в пределах его территории, включая территориальное море.
Существенным положением конвенции является обязанность договаривающихся государств требовать страхования ответственности не только от собственников судов, плавающих под флагом этих государств, но и от всех прочих судов, заходящих в порты или на рейды этих государств.
Для защиты национальных интересов законопроект содержит оговорку, которая предусматривает отказ России считать себя связанной положениями об обязательных процедурах разрешения споров. Такое исключение уже установлено для Китая.
Применение предусмотренного конвенцией универсального механизма страхования ответственности в части удаления затонувших судов позволит обеспечить финансирование работ, необходимых для осуществления удаления затонувшего имущества собственником этого имущества или администрациями морских портов.
Также это позволит требовать от всех иностранных судов, заходящих в российские воды, выполнения положений конвенции и не вводить дублирующее национальное регулирование, что в свою очередь позволит не снижать конкурентные преимущества российских судов и судовладельцев.
Неучастие России в конвенции создает ситуацию, когда российские суда, совершающие международные рейсы, обязаны выполнять положения конвенции при заходе в воды стран-участниц конвенции (это в том числе Бельгия, Болгария, Канада, Китай, Кипр, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Индия, Иран, Малайзия, Мальта, Марокко, Нидерланды, Панама, Португалия, Сингапур, Швеция и Великобритания), но не могут получить в России предусмотренное Кконвенцией свидетельство, а иностранные суда, заходящие в российские воды, под аналогичные требования не подпадают.