24 ноября 2021 / 15:27
1434
Время чтения ~4 минуты

Законопроект о ликвидации владельцами предприятий экологического ущерба принят в I чтении

Госдума приняла в первом чтении законопроект об особенностях ликвидации накопленного вреда окружающей среде (НВОС) на выводящихся из эксплуатации объектах промышленной инфраструктуры. Документ направлен на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей среды, а также установление целевого использования экологических платежей.

Проект закона подготовило Правительство России. Изменения предлагается внести в федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты.

Министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов отметил, что законопроект прописывает не общими словами, а конкретными шагами, что должны делать собственники.

«Потому что ведь все понимают, что любой оставленный вред — это дорого и, самое главное, трудозатратно. И государство не может это делать на деньги налогоплательщиков за тех, кто зарабатывал сверхприбыль и бросил потом свой объект. Это по философии неверно»,

подчеркнул он.

По словам министра, законопроект создан по поручению президента и погружен в Стратегию социально-экономического развития до 2030 года, которую утвердил председатель правительства Михаил Мишустин.

«Закон заставит собственников предприятий восстанавливать окружающую среду и рекультивировать по действующим правилам территорию после завершения хозяйственной деятельности. Регулирование вводится в отношение особо опасных объектов и объектов размещения отходов первого и второго класса опасности. По данным Ростехнадзора, сейчас в стране порядка 2 тыс. подобных объектов»,

сказал Козлов.

Как отметил глава Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, член фракции «Единая Россия» Дмитрий Кобылкин, основная цель законопроекта — не просто установление обязанности промышленных предприятий первого, второго класса опасности ликвидировать свои производства, но и закрепление за ними финансовой ответственности.

«Законопроект предусматривает перечень механизмов, в том числе финансовых, которые обяжут предприятия ликвидировать причинный экологический ущерб. Также законопроект "окрашивает" экологические платежи: после принятия закона такие платежи можно будет потратить только на природоохранные цели»,

убежден депутат. 

По его словам, целевой характер расходования средств позволит быстрее решать экологические проблемы, в том числе по ликвидации объектов накопленного вреда.

В пояснительной записке напоминается, что под НВОС понимается вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме. К объектам НВОС относятся территории и акватории, на которых выявлен НВОС, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Законодательством установлены требования, в соответствии с которыми при выводе объектов из эксплуатации должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель.

Согласно Гражданскому кодексу собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Однако зачастую они не исполняют возложенные на них обязательства по рекультивации земель, используя процедуру банкротства, в результате чего объекты становятся безхозяйными.

После этого организацию работ по ликвидации объектов НВОС проводит Минприроды, что приводит к существенному увеличению расходной части консолидированного бюджета.

Поэтому законопроектом предлагается установить, что за 5 лет до конца срока эксплуатации объектов регулирования их владельцами должен быть разработан план мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации объекта регулирования. При этом в отношении плана мероприятий должно быть получено положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Также законопроектом устанавливаются положения об аккумулировании средств от платы за негативное воздействие на окружающую среду, от штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды, а также от платежей по искам о возмещении вреда с целью их «окрашивания» и направления на выявление, оценку и (или) ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) на иные природоохранные мероприятия.

К экологическим платежам будут отнесены плата за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

За неисполнение обязательств в отношении владельцев объектов регулирования предусмотрена соразмерная ответственность: платеж в размере стоимости ликвидационных мероприятий, а в случае неуплаты платежа – приостановка объявления о выплате и выплаты дивидендов.

Средства от указанных платежей в настоящее время не окрашены и растворяются в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации. В частности, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в период с 2018 по 2020 года поступило более 38,9 млрд рублей от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен
Источник: Телеграм
Источник: Телеграм
Эфир