«Законодательство в сфере гражданской авиации необходимо пересмотреть»
По инициативе фракции КПРФ в Госдуме состоялся круглый стол, где обсуждались проблемы законодательного регулирования задолженности по зарплате на примере обанкротившихся авиакомпаний ООО «АК «ВИМ-АВИА» и «Когалымавиа». В дискуссии приняли участие депутаты, представители органов власти, члены инициативных групп из числа сотрудников этих авиакомпаний.
Как сообщает корреспондент «Дума ТВ», участники говорили о необходимости принятия закона, по которому госорганы смогут вмешиваться в дела крупных частных предприятий и контролировать соблюдение прав работников.
Открывая круглый стол, первый заместитель председателя комитета по делам национальностей Валерий Рашкин сказал: «Крупные предприятия горнодобывающей отрасли, авиация и ряд других предприятий, безусловно, не могут работать без отлаженного механизма государственного контроля. По статистическим данным Правительства, сегодня задолженность по заработной плате более 3 млрд рублей».
«Во всех профильных министерствах и ведомствах созданы подразделения, призванные контролировать соблюдение законности как в сфере налогообложения, так и трудового кодекса. Их деятельность, на первый взгляд, полностью обеспечена законодательно. И тем не менее все чаще мы сталкиваемся с исчезновением владельцев крупных предприятий. И выясняется, что есть задолженность по налогам и зарплатам, которая не может быть возмещена активами компании»,
Депутат предложил для нормализации ситуации создавать оперативные межведомственные штабы.
Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько, комментируя ситуацию с ООО «АК «ВИМ-АВИА», сообщил, что компанией предоставлялись недостоверные отчеты о своей деятельности. По его словам, в настоящее время уже введены новые требования к отчетности, однако если компаниями будет предоставляться фальсифицированная информация, избежать таких ситуаций будет сложно.
Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Иван Шкловец сообщил, что в подобных обстоятельствах необходимо решать две задачи: погашение задолженности по выплатам заработных плат сотрудникам и их новое трудоустройство. Он также обратил внимание на отсутствие профсоюза в авиакомпаниях и механизма по принуждению к выплате заработной платы.
Говоря о дальнейших действиях Роструда, он отметил: «Мы будем продолжать работу либо до ликвидации, либо до момента, когда найдутся новые инвесторы».
В свою очередь, член инициативной группы Ольга Шерстнева сообщила, что создается профсоюзная организация в ООО «АК «ВИМ-АВИА».
Участники круглого стола также говорили о важности профилактики и предупреждения подобных ситуаций. В частности, важно изменить критерии оценки финансового состояния компаний. Парламентарии также призвали к пересмотру законодательства в сфере гражданской авиации.
Корреспондент «Дума ТВ» отмечает, что в проекте резолюции круглого стола предлагается ввести ответственность за препятствование создания профсоюзов для защиты интересов сотрудников частных компаний и повысить ответственность топ-менеджеров компаний, находящихся в процессе банкротства, за набор персонала и наращивание количества бортов в лизинге. А также не ослаблять контроль за состоянием крупных компаний со стороны профильных комитетов и ведомств.
Напомним, что еще в октябре 2017 года Росавиация приостановила сертификат эксплуатанта авиакомпании «ВИМ-АВИА». Сумма задолженности перед сотрудниками авиаперевозчика на конец апреля — около 700 млн рублей. Коллектив неоднократно обращался в различные инстанции за содействием, но ситуация до сих пор не изменилась.
В феврале 2018 года Арбитражный суд Москвы признал банкротом авиакомпанию «Когалымавиа», которая выполнила последний регулярный рейс между РФ и Египтом в октябре 2015 года. В реестр требований кредиторов «Когалымавиа» была включена задолженность по взносам в пенсионной фонд и Фонд социального страхования. Общая сумма задолженности составляет более 155 млн рублей, включая пени.