Вице-премьер Виктория Абрамченко выступила на «правительственном часе» в Госдуме
В Госдуме в среду, 19 апреля, состоялся «правительственный час» с участием заместителя председателя правительства РФ Виктории Абрамченко.
Одними из ключевых вопросов обсуждения стали реализация реформы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), раздельный сбор мусора и вторичная переработка отходов.
По словам Абрамченко, здоровье природы и экологии является приоритетом в работе кабинета министров, несмотря на турбулентный характер сегодняшнего времени.
Вице-премьер также подчеркнула, что запрос граждан на благоприятную среду для жизни есть. В связи с этим выбросы опасных загрязняющих веществ в воздух должны быть сокращены вдвое. По ее словам, квоты уже доведены до всех загрязнителей. Помимо этого, в прошлом году регионам выделили 21 млрд рублей на экологические мероприятия.
Рассчитываем, что руководство предприятий-загрязнителей выполнит взятые на себя обязательства перед жителями городов. А мы, в свою очередь, предлагаем ввести ответственность за недостижение квот выбросов в виде оборотных штрафов,
Также она добавила, что промышленные отходы — главный вызов.
Статистика безжалостна: из всех 8,5 млрд тонн отходов, ежегодно образующихся в России, все 8 млрд занимают отходы недропользования — это первое место. Как ни странно, коммунальные составляют всего около 50 млн тонн,
Она уточнила, что к 2030 году доля вторичных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве, должна достигнуть порядка 50 %, в строительстве — 40 %, а в промышленности — превысить 30 %. Абрамченко пояснила, что все отраслевые программы утверждены правительством.
В рамках инициативы строим в восьми регионах восемь экотехнопарков. Выделили на это 9,4 млрд рублей и еще 909 млн рублей — на проектирование,
Помимо этого, с 1 января 2027 года кабмин РФ предлагает обязать производителей утилизировать 100 % упаковки.
Мы предложили прямо в законе установить обязанность по утилизации всего объема выпущенной упаковки с 1 января 2027 года и ввели требования к утилизаторам – основным исполнителям расширенной ответственности производителей и импортеров,
По словам Абрамченко, на этой неделе на заседании правительства будет рассмотрен законопроект на этот счет. Вице-премьер назвала проект «крайне необходимым» для отрасли по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Также она рассказала, что в прошлом году доходы в бюджет от использования лесов выросли на 19% и достигли 67 млрд рублей.
Ранее в России ввели надзор за оборотом древесины. С учетом ограничения на количество проверок в 2022 году было проведено свыше 7 тысяч профилактических мероприятий. В комплексе с работой по модернизации ЛесЕГАИС это повысило прозрачность оборота древесины, считает вице-премьер.
В результате предотвращен незаконный вывоз леса из страны, а объем незаконных рубок сократился почти на 40 процентов,
По ее словам, в 2022 году было увеличено финансирование противопожарных мероприятий в регионах и выделена техника для тушения огня. Вице-премьер напомнила, что одно из направлений работы правительства РФ — профилактика и сокращение лесных пожаров.
Увеличено финансирование регионов на борьбу с лесными пожарами в 2,5 раза до 14,2 миллиарда рублей,
Субъекты получили также более 46 тысяч единиц техники и оборудования для тушения огня и 13 тысяч единиц лесохозяйственной техники. Помимо этого был создан межрегиональный лесопожарный центр.
В результате всех принятых мер площадь, пройденная огнем, по итогам 2022 года сократилась в три раза.
Мы отмечаем также существенное перевыполнение плановых показателей по очень чувствительным для граждан темам, таким как сортировка ТКО и их доля в раздельном сборе отходов,
Вместе с тем, по его словам, комитет по контролю отмечает, что в части подконтрольных ему тем есть и настораживающие моменты.
Так, мы фиксируем исключительно высокий уровень нагрузки на Минприроды по подготовке подзаконных актов: в работе их около трех десятков,
Комитет по контролю также фиксирует еще одну проблему, затрудняющую парламентский контроль, — существенное расхождение в данных, которые предоставляют различные источники.
К примеру, сведения об утилизации и захоронении твердых коммунальных отходов, предоставляемые Росприроднадзором, Российским экологическим оператором и региональными операторами, существенно разнятся. Это связано в том числе с несовершенством используемых информационных технологий и отсутствием единой государственной системы учета твердых коммунальных отходов,
Много вопросов поступает от граждан из отдельных регионов, которые справедливо их задают, заявил глава Комитета ГД по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, депутат фракции «Единая Россия» Дмитрий Кобылкин.
По его мнению, необходимы более активные действия с конкретными и ощутимыми результатами.
На днях мы планируем к рассмотрению во втором чтении законопроект, касающийся создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ на промышленных объектах, что должно улучшить качество воздуха в населенных пунктах,
Он подчеркнул, что эту работу важно синхронизировать с созданием системы мониторинга состояния окружающей среды. Кобылкин добавил, что к законопроекту правительства со стороны депутатов есть ряд вопросов, требующих решения до рассмотрения Государственной Думой.
Но диалог ведется, и мы уверены, что получится найти необходимое решение. Что касается ответственности в целом по всем направлениям, важно усилить работу по синхронизации принятия отраслевых законов с установлением или повышением ответственности — тогда и отношение к качеству исполнения принятых решений будет значительно лучше, а нарушений станет меньше,
Председатель Комитета ГД по аграрным вопросам, депутат фракции КПРФ Владимир Кашин считает, что за последние 12 лет был принят законодательный экологический каркас.
Но хочу сказать: в этом плане нужно действовать более активно, потому что правоприменение законопроектов у нас отстает. И вызовы, которые по большому счету определяют здоровье нации, — они все те же: это воздух, вода, те же продукты питания,
Также он обратил внимание на важность охраны окружающей среды.
Это тема, конечно, каждого из нас. Если от маленького ребенка до самого взрослого воспитание не будет пронизано заботой о нашей природе, то у нас ничего не получится,
Замглавы Комитета ГД по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, депутат фракции ЛДПР Евгений Марков полагает, что сложившаяся на «правительственном часе» дискуссия даст хороший толчок развитию «вопроса Волги».
Я думаю, что в ближайшие два года мы это ускорение по Волге почувствуем и будем ему радоваться,
Также парламентарий добавил, что фракция ЛДПР готова к конструктивной работе с Викторией Абрамченко по всей природоохранной повестке.
Верю, что решения правительства в ближайшее время и в кратчайшие сроки поступят в Государственную Думу,
Зампредседателя Комитета ГД по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, депутат фракции СРЗП Анатолий Грешневиков заявил о недостаточных темпах «мусорной» реформы.
Сколько бы мы ни заявляли о переходе на раздельный сбор мусора, на снижение отходообразования и объема захоронений, [ни] повышали штрафы за выброс мусора из машин, все равно «мусорная» реформа показывает обратное: даже там, где появляются контейнеры для раздельного сбора, мусоровозы сваливают их в одну кучу,
По его мнению, пора выстроить систему раздельного сбора ТКО.
Это разноцветные контейнеры для разных отходов, мусоровозы вывозят их в определенные дни по графику,
Мусорная реформа идет уже четвертый год. И мы видим, что за это время правительство достигло хороших результатов. Пожалуй, главный из них – это то, что половина мусора в стране отправляется на переработку,
Рядом два региона в одной климатической зоне – абсолютно одинаковые, похожие друг на друга по экономике. Но почему такая разная ситуация с обращением с отходами, почему в одном регионе все получается, а в другом тарифы кратно выше? В одном нормативы накопления выше, а в другом раздельный сбор существует только декларативно, и мощностей по переработке отходов вообще нет. Почему платежи зачастую носят несправедливый характер и человек вынужден платить – либо за квадратные метры, на которых он вообще не проживает, и которые не мусорят сами по себе. Либо за количество прописанных людей в квартире, которые тоже могут в этот момент жить совершенно в другом населенном пункте. Почему он не платит по фактически накопленному объему отходов,