27 января 2021 • 00:00
2717

Выборное право в РФ: что изменится?

На рассмотрении Государственной Думы находятся три законопроекта, которые вносят изменения в избирательное право РФ. Они связаны одной идеей — защитить выборный процесс в Российской Федерации от внешнего вмешательства.

Напомним, 19 сентября, в единый день голосования, состоятся выборы депутатов Государственной Думы и парламентов субъектов РФ, выборы глав 11 регионов и муниципальные выборы.

Председатель ГД Вячеслав Володин отметил, что граждане Российской Федерации сделают свой выбор свободно и без давления извне.

«Мы должны защитить это право от посягательств со стороны иностранных государств, как бы им ни хотелось протащить своих представителей в наши органы власти»,

сказал он.

Рука на пульсе

Актуализировать нормативное регулирование выборного процесса время от времени необходимо, поскольку жизнь не стоит на месте, появляются новые способы и механизмы агитации, продвижения кандидатов, отметил политолог Александр Коньков.

По его словам, важно, чтобы законодатель держал руку на пульсе и действовал в соответствии с тем, что происходит в обществе. В этом смысле вопросы внешнего вмешательства в выборные процессы сегодня стали актуальными не только для России, но и для всего мира, подчеркнул политолог.

«Нужно сказать, что в общем-то с учетом традиционных попыток Соединенных Штатов активно влиять на избирательные процессы в разных уголках мира — этот вопрос всегда был в повестке дня»,

сказал Коньков.

Сегодня, с учетом развития технологий, проблема внешнего вмешательства в выборный процесс все больше обостряется, и регулирование вопросов, связанных с понятием иностранного агента, с регулированием регистрации соответствующей деятельности, требует пересмотра, подчеркнул он.

Не рефлексируйте, удаляйте!

Законодательство регламентирует агитацию в интернете: ЦИК получит право устанавливать особенности изготовления и распространения агитматериалов. Сейчас в отношении предвыборной агитации в средствах массовой информации, любых рекламных поверхностей и материалов действуют очень жесткие, конкретные требования, — но никаких регламентов для политической рекламы в интернете не существует, отметил глава Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.

«Количество людей, для которых интернет является основным источником информации, растет на глазах. И в крупных городах сегодня люди в значительной степени получают больше информации из интернета, нежели из традиционных СМИ. Поэтому мы предлагаем синхронизировать существующие сегодня требования к СМИ, к общественному пространству в части предвыборной рекламы и агитации и на сеть интернет. Учитывая, что интернет — это такая же сегодня среда обитания и существования нашего общества»,

подчеркнул он.

Если материалы, связанные с выборами, будут размещать в сети с нарушением требований закона и ЦИК, в отношении нарушителей будут приняты меры: ЦИК обратится в Роскомнадзор, тот известит о нарушении оператора связи — и оператор будет обязан ограничить доступ к информресурсу до тех пор, пока его владелец не удалит материал, который нарушает выборное право.

По словам главы Комитета ГД, эта мера нужна, чтобы у государства был механизм реагирования в случаях грубейшего нарушения выборного законодательства в сети.

«Если завтра на улице будет установлен незаконный щит с какой-то политической рекламой, с баннером, где кандидат в депутаты, или в губернаторы, или в президенты призывает за себя проголосовать, и этот баннер не будет оплачен с избирательного счета и вообще изготовлен непонятно как, — очевидно, что с рекламного щита этот баннер уберут. Ровно то же должно произойти и в сети интернет»,

объяснил Хинштейн.

Он подчеркнул, что при этом как в первом случае жители не пострадают от того, что на баннере появится другое что-то, так и здесь — пользователи сети интернет не пострадают, потому что они будут избавлены от материалов, которые нарушают закон.

И действовать эта мера будет не все время, а только в связи с выборами или референдумом. Ее вводят в день официальной публикации решения о назначении выборов, и завершают по истечении 5 дней после определения результатов выборов.

На чьи деньги выдвигаемся?

Людям, которые получают деньги на политическую деятельность из иностранных источников или сотрудничают с гражданином или организацией, которых спонсируют из-за рубежа, не запретят баллотироваться, но вменят в обязанность информировать об источниках финансирования своих избирателей.

В заявлении о выдвижении, в подписных листах для сбора голосов, публикациях в периодике или сетевых изданиях, любых агитматериалах, на информационных стендах в избиркоме, в бюллетенях — во всех материалах, сопровождающих выборный процесс, должны быть такие сведения. Представлять кандидата-иноагента на совместных с другими кандидатами мероприятиях будут тоже с указанием его статуса. Укрыться в списке кандидатов иноагент тоже не сможет — указание на то, что в политическом объединении выдвигается такой гражданин, будет сопровождать его и здесь.

И обойти этот порядок кандидату не удастся. О том, что он не подал информацию в Минюст для того, чтобы зарегистрироваться в качестве физлица-иноагента, все равно узнают. Равно как и о получении средств от НКО-, СМИ-иноагента или иного спонсируемого из-за границы источника.

Иноагенты сейчас могут пойти на то, чтобы, обойдя закон, скрыть информацию, и сейчас нет ответственности за подобные действия, подчеркнул член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Адальби Шхагошев. Но депутаты не оставят без внимания этот правовой пробел, он будет урегулирован в ряде других законов.

«Возможно, такие полномочия будут даны избирательной комиссии, возможно, такие полномочия будут даны Министерству юстиции»,

отметил он.

А пока — есть такое понятие, как оперативно-розыскная деятельность, оперативная работа. Круг будущих кандидатов, которые могут участвовать в выборах, обойдя этот закон, известен, и по словам депутата, будет нетрудно определить тех, кто сегодня готов идти на выборы обходным путем.

«Сегодня есть база данных в разных структурах правоохранительных органов, специальных служб. Мне кажется, здесь тоже не будет труда для того, чтобы определить этих людей, организации, физических лиц, для того, чтобы в итоге их направить в законное русло»,

пояснил Шхагошев.

Документ расширит и список граждан и организаций, которые не могут участвовать в выборном процессе. Иностранными или международными наблюдателями быть — можно, иное — запрещено, как и прежде, для иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и общественных движений, НКО-иноагентов. Но к «запрещенным» участникам выборов будут отнесены и незарегистрированные общественные объединения-иноагенты, иноСМИ-иноагенты, российские юрлица, учрежденные иноСМИ-иноагентом.

В соответствии с Конституцией

В законодательстве сделают соответствующими Конституции РФ требования к кандидатам в президенты. В частности, для граждан, которые считают такую должность посильной для себя, увеличится необходимый срок постоянного проживания в РФ. По действующей норме закона это 10 лет, но новые требования определяют, что до выдвижения на президентских выборах кандидат должен прожить в России минимум 25 лет. То же требование постоянного проживания в РФ, но без установления необходимого срока, отнесут и к кандидатам в депутаты.

Отсутствие иностранного гражданства или вида на жительство в другой стране тоже будет определено как необходимое требование к кандидату в президенты.

Законопроектом предусмотрены нормы, за которыми стоят важные ценностные принципы, ориентированные на защиту интересов государства. В соответствии с этим выдвигаются определенные требования, есть определенные ограничения, — но есть и исключения, пояснила председатель Комитета по контролю и регламенту Ольга Савастьянова.

«Под эти ограничения не подпадают только те граждане, которые раньше имели гражданство других государств, но в последующем либо сами государства, либо территории этих государств, часть государства, были приняты в состав Российской Федерации в соответствии с конституционным законом. Это касается двух наших субъектов — Крыма и Севастополя. Но также очень важно еще одно требование: они должны были постоянно проживать на этих территориях»,

сказала она.

Будет расширено и требование о запрете баллотироваться на должность президента, которое действовало для действующего на момент выборов президента, занимающего эту должность второй срок. Документ определяет, что стать главой РФ не сможет и экс-президент, бывший у власти дважды. Точкой отсчета таких сроков документ определяет вступление в силу поправок к Конституции.

Дума ТВ Live
Эфир