Василий Пискарёв: конвенция ООН против коррупции соблюдается в РФ в полной мере
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рекомендовал нижней палате парламента отклонить законопроект о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции». Его внес ряд депутатов от КПРФ и «Справедливой России».
Инициатива предполагает, по их мнению, имплементацию 20-й статьи о незаконном обогащении из этой конвенции в российское законодательство. По словам Председателя Комитета, депутата от «Единой России» Василия Пискарёва, эта статья уже работает в РФ благодаря ряду других законов.
«Все злоупотребления чиновников из корыстных соображений — это незаконное обогащение? Все юристы понимают: это все называется незаконное обогащение. В нашем кодексе существует по каждому случаю уголовная ответственность за незаконное обогащение, поэтому говорить, что у нас нет уголовной ответственности за незаконное обогащение, — это неправильно, коллеги. За взятки уголовная ответственность — до 15 лет плюс штрафы кратные есть. А там, где не доказан факт преступления, такое тоже может быть, тогда существует у нас закон о контроле за соответствием расходов доходам, когда изыскивается доход и имущество чиновника, у которого не доказана легитимность его происхождения»,
«Как мы можем утверждать, что у нас статья 20-я не имплементирована? Она полностью и безоговорочно у нас имплементирована», – добавил депутат.
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (UNCAC) — первый международно-правовой документ против коррупции, принятый на пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 года и вступивший в силу 14 декабря 2005 года. Конвенция состоит из 8 глав, объединяющих 71 статью.
В статье 20 конвенции «Незаконное обогащение» говорится, что «при условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».
Представители КПРФ уверены, что, несмотря на формальную имплементацию, ряд норм этой статьи в России не работает.
«Ну, не будет у нас настоящей борьбы в нашем российском государстве, если мы полностью не ратифицируем все нормы 20-й статьи конвенции, хотя официально считается статья 20-я ратифицированной. Но нормы, перечисленные в этой статье, в законодательстве Российской Федерации не учтены и не работают. Это краеугольный вопрос. Считаем, что надо его принимать (законопроект. — Прим. ред.), если мы считаем, что борьба с коррупцией в Российской Федерации должна быть»,
Основным препятствием для применения данной статьи является ее противоречие со статьей 49 Конституции РФ, содержащей основополагающий принцип презумпции невиновности («обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность»).
По мнению депутата от фракции «Справедливая Россия» Олега Нилова, нельзя слепо ссылаться на требования Конституции в вопросе борьбы с коррупцией.
«Любые депутаты в других комитетах могут говорить: нет, давайте все-таки соблюдать регламент, требования законов, требования Конституции. Но тогда мы будем стоять и катиться назад. А для того чтобы ехать, мы считаем, нет другого пути. Ну и те опять-таки аргументы — они чем опровергаются, уважаемые коллеги? Скажите, пожалуйста, почему тогда требования Конституции о свободах для всех граждан России не соблюдаются, не действуют в отношении тех многочисленных структур силовых, армейских, где эти свободы вот так очень жестко ограничены. За нарушение добровольно принятых на себя обязательств — уголовная ответственность. Где Конституция? Почему здесь вы не видите этих нарушений?»,
Отметим, что законопроект №216235-6 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» был внесен в Госдуму 4 февраля 2013 года.