Василий Пискарев: тема борьбы с коррупцией приоритетная для парламента

В Государственной Думе в пятницу, 16 ноября, прошел круглый стол на тему: «Мониторинг практики применения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции». Проблемы и пути их решения в свете реализации Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы».

Его организаторами выступили Комитет по безопасности и противодействию коррупции и Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

В мероприятии приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента РФ, Министерства труда и социальной защиты, Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры, субъектов Федерации, Общественной палаты и экспертного сообщества.

«Тема борьбы с коррупцией является безусловным приоритетом для парламента России. Сегодня можно с уверенностью сказать, что за прошедшее время в России было сформировано эффективное, передовое антикоррупционное законодательство»,

заявил Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.

По его словам, ряд важнейших решений в данной сфере был принят уже Думой текущего созыва, в частности, пакет изменений в различные законы для совершенствования борьбы с коррупцией, внесенный Президентом РФ и принятый ГД в марте минувшего года.

«Он направлен во многом на профилактику коррупционных правонарушений на уровне органов местного самоуправления»,

сказал парламентарий.

Законом, в частности, на глав регионов РФ возложена обязанность по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности и отдельные должности муниципальной службы.

При этом, как подчеркнул Василий Пискарев, законодательство в этой сфере нуждается в дальнейшем совершенствовании, в том числе с учетом его правоприменения на региональном и муниципальном уровнях.

«Нам важно проследить и понять, как реализуются указанные полномочия, какие проблемы возникают в правоприменении, поскольку правовое регулирование антикоррупционной политики осуществляется в достаточно уязвимом сегменте — уровне местного самоуправления и граничит с конституционным принципом независимости муниципальной власти»,

сказал Василий Пискарев.

Он добавил, что в процессе подготовки к круглому столу Комитет получил более 150-ти отзывов и предложений от законодательных и представительных органов субъектов Федерации с их предложениями по совершенствованию антикоррупционного законодательства.

Регионами, в частности, поднимался вопрос о необходимости «предусмотреть альтернативные меры дисциплинарной ответственности, установить административную ответственность для лиц, замещающих муниципальные должности и должности глав муниципальных образований по контракту, за незначительное нарушение требований антикоррупционного законодательства, в том числе сроков представления информации о доходах (расходах)» (в настоящее время законом предусмотрено только увольнение в связи с утратой доверия).

Все они будут Комитетом обобщены, — подчеркнул парламентарий.

Председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко заявил, что, «когда мы говорим об эффективности мер противодействия коррупции, нужно, чтобы был реализован принцип справедливости и соразмерности мер ответственности тому уровню власти, на который он распространяется».

Парламентарий призвал коллег подумать над введением дифференцированных мер ответственности для различных должностей (в первую очередь на муниципальном и сельском уровнях), за исключением лишь увольнения со службы. «В том числе (введения — Прим. ред.) мер дисциплинарного характера. Может быть, с точки зрения трудового законодательства, стоит посмотреть меры реагирования, и, безусловно, административной ответственности», — предложил Диденко.

По его словам, «сегодня очевидно есть несостыковка в редакции Закона «О противодействии коррупции» и Закона «О статусе депутата (...)», который определяет некоторые запреты, в том числе запрет иметь должности в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций. К сожалению, по закону о статусе депутата ГД и члена СФ не понятна мера ответственности за нарушение запрета занимать должности в органах управления НКО».

Также Алексей Диденко напомнил, что для ряда организаций, например, для политических партий или ЖСК, этот запрет не действует, но статус, скажем, военных, ветеранских или казачьих организаций не определен.

Председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления также призвал активнее внедрять электронное декларирование на всех уровнях — от федерального до сельского.

Заместитель Председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный подчеркнул, что «коррупция признана главным тормозом развития государства — и в экономике, и в социальной сфере, и в политической, более того, признана угрозой национальной безопасности».

При этом он также согласился с тем, что российскому антикоррупционному законодательству требуется уже «не капитальный ремонт, а ювелирная настройка».

«Главным образом важно, чтобы антикоррупционные правовые механизмы органически сочетались с социальными, экономическими и другими аспектами государственной политики, — сказал Анатолий Выборный. — Именно поэтому у нас в последние годы появился и «реестр коррупционеров», в народе прозванный «доской позора», и упрощена процедура привлечения к ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства, и установлены механизмы проверки соответствия доходов расходам».

Смотрите также