В I чтении одобрено расширение полномочий наблюдательных советов вузов
Госдума приняла в первом чтении законопроект о расширении полномочий наблюдательных советов и особенностей формирования попечительских советов в вузах.
По словам члена Комитета по образованию и науке Ольги Пилипенко, законопроект конкретизирует и дает полный перечень полномочий наблюдательных и попечительских советов.
«Они и сегодня, попечительский и наблюдательные советы, осуществляют функцию согласования и мониторинга программ развития университетов. Если законодательно это мы закрепим, это поможет еще раз нашим образовательным организациям, вузам использовать потенциал членов попечительского совета, интеллектуальный потенциал для развития»,
Расширение полномочий наблюдательных советов образовательных организаций обусловлено необходимостью повышения эффективности управления этими организациями.
Наблюдательный совет, являясь обязательным для автономных учреждений коллегиальным органом, играет одну из ключевых ролей в управлении образовательными организациями.
Сейчас потенциал наблюдательных советов образовательных организаций используется в недостаточной мере, причиной чего являются в том числе ограничения законодательного характера. Так, в основном они решают вопросы организационного и имущественного характера, а возможность участия в принятии стратегических решений не предусмотрена, говорится в пояснительной записке.
При этом документом предлагается отказаться от установления на законодательном уровне исчерпывающего перечня полномочий наблюдательного совета образовательной организации и предоставить возможность дополнять указанный перечень на уровне устава, что позволит создать более гибкую модель управления и оперативно реагировать на изменения внешней среды, в которой действуют образовательные организации.
Более того, предлагается закрепить положения о формировании в образовательных организациях высшего образования попечительских советов, в частности, отнести к компетенции попечительского совета рассмотрение и согласование программ развития образовательной организации высшего образования, мониторинг их реализации.