В ГД предложили отменить исполнение постановлений ЕСПЧ, принятых после 16 марта
В Госдуму внесен законопроект парламентариев «Единой России», предусматривающий период, в течение которого могут подлежать исполнению в РФ постановления Европейского суда по правам человека, а также уточняются положения о возможности пересмотра на основании постановлений ЕСПЧ судебных актов, принятых российскими судами.
Инициатива связана с выходом Российской Федерации из Совета Европы. Процедура была инициирована после официального уведомления со стороны РФ, как это предусмотрено Уставом Совета Европы, но организация в одностороннем порядке приняла решение, которое идет вразрез с ее собственными правилами.
Несмотря на наличие этого заявления о выходе, при котором применяться должна бы была статья 7 Устава Совета Европы, Комитет министров Совета Европы в своей резолюции применил статью 8 Устава Совета Европы для исключения Российской Федерации из Совета Европы, в которой предусматривается, что право на представительство любого члена Совета Европы, грубо нарушающего положения Устава Совета Европы (что является сугубо оценочным понятием), может быть приостановлено, и Комитет министров Совета Европы может предложить ему выйти из состава Совета Европы на условиях, предусмотренных статьей 7 Устава Совета Европы. Если такой член Совета Европы не выполняет это предложение, то Комитет министров Совета Европы может принять решение о том, что член, о котором идет речь, перестает состоять в Совете Европы с даты, которую определяет сам Комитет министров Совета Европы,
Поэтому законопроект устанавливает предельный срок исполнения в Российской Федерации таких постановлений: он основан на дате принятия Советом Европы решения о прекращении членства России в этой международной организации — это 16 марта 2022 года.
Документ устанавливает, что постановления ЕСПЧ, принятые начиная с этой даты, в РФ исполняться не будут. Но для того, чтобы защитить права и законные интересы граждан РФ, вплоть до 1 января 2023 года Генпрокуратура РФ может проводить выплаты денежных компенсаций заявителям по постановлениям ЕСПЧ, которые были приняты до установленной предельной даты их исполнения.
Также законопроект предусматривает поправки, согласно которым предложения, заявления и жалобы, которые направляются подозреваемыми и обвиняемыми уже не в ЕСПЧ, а в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, не подлежат цензуре.