В Думе предложили ввести новые основания для приостановления лицензий на фармдеятельность
С 2025 года медицинский спирт стал подакцизным, что усложнило бутлегерам доступ к дешевому сырью для подделки водки. Однако серый сектор приспособился к новым условиям, наращивая производство муравьиного спирта и хлоргексидина в упаковках до 5 литров. Эти препараты не относятся к продуктам двойного назначения и могут быть использованы для производства суррогата алкоголя. Поэтому целесообразно ввести госпошлины за фармацевтическую и медицинскую лицензию для организаций, торгующих этанолом. Об этом в интервью «Парламентской газете» заявил председатель Комитета Госдумы по экономической политике, депутат фракции «Единая Россия» Максим Топилин.
По данным Минздрава и Росздравнадзора, было проверено 15 организаций оптовой торговли этанолом. Три предприятия прекратили фармацевтическую деятельность досрочно, пять отсутствовали или проводили ремонтные работы. Сегодня действие их лицензий приостановлено на 90 дней. В семи организациях были выявлены нарушения порядка внесения информации в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения (ФГИС МДЛП). Также обнаружены нарушения обязательных требований в сфере обращения лекарственных средств. Выдано девять предписаний об устранении нарушений и составлено 12 протоколов об административных правонарушениях.
Зависшие остатки этанола — это объем препарата, данные о движении которого не предоставлялись более 90 дней через систему «Честный ЗНАК». По данным на февраль 2025 года, этот объем превысил 14,5 млн декалитров, причем большая часть приходится на оптовые продажи лекарств. С августа 2024 года такие остатки увеличились в четыре раза среди организаций с лицензией на фармацевтическую и медицинскую деятельность, включая медицинские учреждения, пояснил Топилин.
С марта 2023 по июнь 2024 года объем зависших остатков составлял около 600–630 тыс. декалитров, но к февралю 2025 года вырос до 2,33–2,67 млн декалитров. Контролирующие органы отмечают случаи повреждения идентификационных меток и уничтожение остатков накануне проверок, что вызывает подозрения о нарушениях в учете и уничтожении продукции.
Кроме того, растет производство больших объемов муравьиного спирта и хлоргексидина, что создает риск их использования для нелегального производства алкоголя.
В своем письме вице-премьеру Татьяне Голиковой я обозначил ряд рекомендаций, которые наш комитет счел целесообразными. В том числе предлагаем установить дополнительные лицензионные требования для организаций, работающих на рынке оборота этанола. Также полагаем, что разумно будет дополнить перечень оснований для приостановления действия лицензий на фармацевтическую и медицинскую деятельность, а также их аннулирования при наличии зависших остатков, превышающих минимально допустимый объем,
Депутат предлагает установить требования для оптовой продажи этанола организациями, давно работающими на рынке лекарств, а также ввести госпошлину за лицензии на фармацевтическую и медицинскую деятельность для тех, кто использует этанол. Нужно улучшить контроль над уничтожением и выбытием этанола через систему ФГИС МДЛП, добавив наблюдательные меры. Предлагается доначислять акциз на этиловый спирт организациям с большими запасами зависших остатков.
Предлагаем повысить административную ответственность за нарушение требований к обороту этанола и увеличить срок давности за правонарушения в области незаконного оборота медицинского спирта. На наш взгляд, нужно установить дополнительный индикатор риска, оценивающий деятельность оптовых организаций, приобретающих этанол при отсутствии целей его использования для производства фармацевтической продукции или розничной продажи в аптечной сети,