Главное
Точно в цель
Что такое целевой набор и какие законодательные изменения позволят сделать его прозрачным.
20 мая 2022
13150
Время чтения ~ 7 минут

Выбор профессии — дело непростое. Несмотря на то, что современный темп жизни позволяет людям осваивать дополнительные специальности и неоднократно менять сферу применения своего труда, многим по-прежнему хочется стабильности и определенности. Да и просто обидно потратить силы, а зачастую и деньги, на освоение одной профессии — и потом этим микроскопом гвозди забивать.

В этом плане целевой набор — один из лучших вариантов, поскольку он предусматривает договоренность человека, планирующего получить среднее специальное или высшее образование, с предприятием, которое нуждается в спецах определенного профиля. А значит, искать работу после окончания учебного заведения молодому специалисту не придется.

Как поступить по целевому набору, к чему обязывает обучение по целевому направлению и как в ближайшее время может измениться законодательство в этой сфере, рассказывает «Дума ТВ».

ПО РУКАМ?

Целевой набор облегчает жизнь всем — и региону, и предприятию, и абитуриенту. Региону — поскольку помогает удержать молодежь «дома» и делает предсказуемым процесс заполнения рабочих мест по необходимым специальностям и позволяет планировать развитие определенных направлений производства или науки. Организациям также важно точно знать, что оно получит нужных специалистов, а не надеяться на авось. А выпускник школы благодаря целевому направлению почти гарантированно получает бюджетное место в учебной организации и может быть уверен в трудоустройстве на несколько лет после окончания обучения.

Разумеется, как у всякого хорошего дела, у целевого обучения есть и минус — это невозможность маневра для новоиспеченного целевика. Если предприятие с заключением договора может «расслабиться» и даже забыть на время обучения о своем будущем работнике (главное, чтобы не забывало обеспечивать ему оговоренные меры поддержки), — то самому «будущему работнику» на время выполнения обязательств по целевому договору стоит забыть обо всем многообразии профессий и о других сферах деятельности. Хотя, например, детям из профессиональных династий к таким «рамкам» не привыкать.

ВЫПУСКНИК НА РАСПУТЬЕ

Перед заключением целевого договора нужно хорошо продумать и взвесить свое решение — и тщательно изучить, что предлагает предприятие. Потому что расторжение такого договора в одностороннем порядке в случае, если что-то пойдет не так, не лучшим образом скажется на кошельке семьи.

Первый важный момент: специальность. Грамотная профориентация важна для всех выпускников, но целевик, с учетом того, что профессия, полученная «по договору», станет для него обязательной на 6-10 лет, должен быть особенно вдумчив при ее выборе.

Второй важный момент: выбор предприятия. Тем, кто уже трудоустроился и доволен своей работой, в этом плане гораздо легче — остается подать просьбу директору, и если он заинтересован в повышении квалификации своих кадров, он уже сам обратится в местную администрацию с соответствующим ходатайством.

Если выпускник начинает выбор организации «с чистого листа», можно не бегать от двери к двери, а обратиться в муниципалитет, вуз или Министерство образования. Можно также поискать информацию на сайтах ведомств — госорганы публикуют на них списки предприятий, которые заключают целевые договоры. И определившись, можно обратиться в отдел по подготовке персонала выбранной организации.

Но начать изучение темы целевого обучения следует в середине выпускного учебного года — чтобы к экзаменам иметь представление, какие предприятия готовы «взять под крыло» будущего специалиста. Ведь если в организацию обратилось много кандидатов на договор, она может провести собственный конкурс. Для того, чтобы оценить «качество» выпускников, предприятие может потребовать школьную характеристику и справку об успеваемости ребенка. Случается, что после этого кандидатам предлагают «сделать паузу» — и ждут результатов ЕГЭ.

ПОДДЕРЖКА БУДЕТ?

На что следует обратить внимание при заключении целевого договора?

В договоре может быть указан вуз, в который абитуриент получает направление. Или же образовательная организация не обозначается, и тогда в общие сроки приема документов можно подать их в 5 вузов. Также в договоре будет указана образовательная программа, по которой целевик должен отучиться. С конкретным профилем или без — тогда его можно выбрать самостоятельно, внутри обозначенного в договоре направления.

Заказчик вправе выдвигать определенные требования по профилю обучения, изменению образовательной программы или формы обучения, претендовать на оценку степени освоения целевиком знаний и закреплять в договоре штрафные санкции за недостаточное усердие «своего» студента. А абитуриент справе соглашаться на такие условия или искать менее придирчивое руководство, которое понимает, что ответственность по таким договорам регулируется не Гражданским, а Трудовым кодексом.

Заказчик обязан предоставить студенту-целевику меры поддержки. Это может быть оплата проезда, дополнительная стипендия — тут важно оговорить размер этой материальной помощи, иначе эти суммы останутся на усмотрение предприятия. Меры поддержки могут быть и нематериальными, таких вариантов масса — обеспечение студента учебниками за счет организации, местом для прохождения практики, жильем на время обучения (или оплата жилья), оплата дополнительных образовательных услуг или курсов, послевузовского образования. В договоре могут фигурировать даже скидки на услуги, которые

Обязанность заказчика трудоустроить обученного по целевому договору специалиста также должна быть прописана в этом документе. Нужно проследить, чтобы был указан срок, в который предприятие обязуется обеспечить целевика рабочим местом. И в интересах будущего работника — добиться, чтобы в договоре были указаны критерии трудоустройства. Попасть после вуза на стартовую позицию, на полставки, чтобы подносить бумажки и заказывать коллегам кофе и получать весь срок отработки символические суммы «на помаду» — будет обидно.

Требование отработки после обучения — вполне очевидная «плата» за бонусы, которые дает целевой набор. Важно помнить, что законодательство оговаривает только ее нижнюю планку — три года. Но предприятие может не обозначить в договоре срок отработки или изменить его в большую сторону. Также отметим, что заказчик не обязательно должен стать работодателем целевика. Он может трудоустроить молодого специалиста и в другую организацию.

ВЫБИРАЙ НА ВКУС

Поступить в вуз по целевому договору можно на общих основаниях или в рамках квоты. Первое различие таких договоров: в первом случае заказчиком может быть любое юридическое лицо и даже ИП, а во втором — только государственная организация.

Второе различие: зачисляемые на общих основаниях ребята могут учиться в средних профессиональных учебных заведениях и в вузах, а квота предполагает только получение высшего образования и только по тем направлениям, которые определяет правительство.

«Обычный» целевой договор может быть заключен в любое время — целевик на момент его подписания может уже быть студентом. Договор «по квоте» оформляется только перед подачей документов в вуз.

Прием по квоте проводится отдельно, перед зачислением по общему конкурсу. На квоту конкурс и проходной балл обычно ниже. Заключение договора с частной компанией или индивидуальным предпринимателем такой привилегии не даст, но зато обеспечит студенту-бюджетнику материальную поддержку и в дальнейшем — трудоустройство. К тому же в случае неудачи возмещать стоимость обучения не придется. Потому что целевой договор, который заключается между заказчиком и абитуриентом для поступления на общих основаниях, может быть расторгнут по соглашению сторон, а квота такой возможности не предусматривает.

В случае отчисления целевика, поступившего на общих основаниях, письменное расторжение договора по соглашению сторон будет предусматривать компенсацию мер поддержки, но не стоимости обучения. А если студент «вылетит» с бюджетного места, полученного по квоте, ему придется вернуть все затраты на свое обучение: вузу — стоимость учебы, заказчику — все полученные от него выплаты.

ЦЕЛЕВОЙ. ОТКРЫТЫЙ. ЕДИНЫЙ

При всех плюсах целевого набора в настоящее время заключение таких договоров доступно не всем выпускникам. Искать предприятия, которым необходимы новые профессиональные кадры, обученные за счет государства, приходится «вручную» — или самим ребятам, или их родителям.

Поэтому вице-спикер Государственной Думы, депутат фракции «Единая Россия» Ирина Яровая внесла законопроект, который направлен на создание единой публичной электронной платформы, где каждый выпускник будет иметь возможность поучаствовать в конкурсе на любое целевое место в любом субъекте Российской Федерации.

Для этих целей будет использован сервис «Поступление в вуз онлайн», и подать заявку на целевое обучение можно будет через портал госуслуг.

Запрос молодежи на получение образования по целевому набору очень высок при условии прозрачности процедуры отбора,

отметила Яровая.

Информация о работодателях будет размещаться в открытом доступе, как и условия конкурса в образовательных учреждениях, а порядок размещения заявок должно будет установить правительство. Такая система будет способствовать объединению вузов и работодателей.

Учебные программы станут больше отвечать запросам экономики, выпускаемые кадры станут более конкурентоспособными,

отметила вице-спикер Госдумы.

Благодаря этому и сами студенты будут более мотивированно вникать в сферу своей будущей деятельности, уверена Яровая.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен