Выбор профессии — дело непростое. Несмотря на то, что современный темп жизни позволяет людям осваивать дополнительные специальности и неоднократно менять сферу применения своего труда, многим по-прежнему хочется стабильности и определенности. Да и просто обидно потратить силы, а зачастую и деньги, на освоение одной профессии — и потом этим микроскопом гвозди забивать.
В этом плане целевой набор — один из лучших вариантов, поскольку он предусматривает договоренность человека, планирующего получить среднее специальное или высшее образование, с предприятием, которое нуждается в спецах определенного профиля. А значит, искать работу после окончания учебного заведения молодому специалисту не придется.
Как поступить по целевому набору, к чему обязывает обучение по целевому направлению и как в ближайшее время может измениться законодательство в этой сфере, рассказывает «Дума ТВ».
ПО РУКАМ?
Целевой набор облегчает жизнь всем — и региону, и предприятию, и абитуриенту. Региону — поскольку помогает удержать молодежь «дома» и делает предсказуемым процесс заполнения рабочих мест по необходимым специальностям и позволяет планировать развитие определенных направлений производства или науки. Организациям также важно точно знать, что оно получит нужных специалистов, а не надеяться на авось. А выпускник школы благодаря целевому направлению почти гарантированно получает бюджетное место в учебной организации и может быть уверен в трудоустройстве на несколько лет после окончания обучения.
Разумеется, как у всякого хорошего дела, у целевого обучения есть и минус — это невозможность маневра для новоиспеченного целевика. Если предприятие с заключением договора может «расслабиться» и даже забыть на время обучения о своем будущем работнике (главное, чтобы не забывало обеспечивать ему оговоренные меры поддержки), — то самому «будущему работнику» на время выполнения обязательств по целевому договору стоит забыть обо всем многообразии профессий и о других сферах деятельности. Хотя, например, детям из профессиональных династий к таким «рамкам» не привыкать.
ВЫПУСКНИК НА РАСПУТЬЕ
Перед заключением целевого договора нужно хорошо продумать и взвесить свое решение — и тщательно изучить, что предлагает предприятие. Потому что расторжение такого договора в одностороннем порядке в случае, если что-то пойдет не так, не лучшим образом скажется на кошельке семьи.
Первый важный момент: специальность. Грамотная профориентация важна для всех выпускников, но целевик, с учетом того, что профессия, полученная «по договору», станет для него обязательной на 6-10 лет, должен быть особенно вдумчив при ее выборе.
Второй важный момент: выбор предприятия. Тем, кто уже трудоустроился и доволен своей работой, в этом плане гораздо легче — остается подать просьбу директору, и если он заинтересован в повышении квалификации своих кадров, он уже сам обратится в местную администрацию с соответствующим ходатайством.
Если выпускник начинает выбор организации «с чистого листа», можно не бегать от двери к двери, а обратиться в муниципалитет, вуз или Министерство образования. Можно также поискать информацию на сайтах ведомств — госорганы публикуют на них списки предприятий, которые заключают целевые договоры. И определившись, можно обратиться в отдел по подготовке персонала выбранной организации.
Но начать изучение темы целевого обучения следует в середине выпускного учебного года — чтобы к экзаменам иметь представление, какие предприятия готовы «взять под крыло» будущего специалиста. Ведь если в организацию обратилось много кандидатов на договор, она может провести собственный конкурс. Для того, чтобы оценить «качество» выпускников, предприятие может потребовать школьную характеристику и справку об успеваемости ребенка. Случается, что после этого кандидатам предлагают «сделать паузу» — и ждут результатов ЕГЭ.
ПОДДЕРЖКА БУДЕТ?
На что следует обратить внимание при заключении целевого договора?
В договоре может быть указан вуз, в который абитуриент получает направление. Или же образовательная организация не обозначается, и тогда в общие сроки приема документов можно подать их в 5 вузов. Также в договоре будет указана образовательная программа, по которой целевик должен отучиться. С конкретным профилем или без — тогда его можно выбрать самостоятельно, внутри обозначенного в договоре направления.
Заказчик вправе выдвигать определенные требования по профилю обучения, изменению образовательной программы или формы обучения, претендовать на оценку степени освоения целевиком знаний и закреплять в договоре штрафные санкции за недостаточное усердие «своего» студента. А абитуриент справе соглашаться на такие условия или искать менее придирчивое руководство, которое понимает, что ответственность по таким договорам регулируется не Гражданским, а Трудовым кодексом.
Заказчик обязан предоставить студенту-целевику меры поддержки. Это может быть оплата проезда, дополнительная стипендия — тут важно оговорить размер этой материальной помощи, иначе эти суммы останутся на усмотрение предприятия. Меры поддержки могут быть и нематериальными, таких вариантов масса — обеспечение студента учебниками за счет организации, местом для прохождения практики, жильем на время обучения (или оплата жилья), оплата дополнительных образовательных услуг или курсов, послевузовского образования. В договоре могут фигурировать даже скидки на услуги, которые
Обязанность заказчика трудоустроить обученного по целевому договору специалиста также должна быть прописана в этом документе. Нужно проследить, чтобы был указан срок, в который предприятие обязуется обеспечить целевика рабочим местом. И в интересах будущего работника — добиться, чтобы в договоре были указаны критерии трудоустройства. Попасть после вуза на стартовую позицию, на полставки, чтобы подносить бумажки и заказывать коллегам кофе и получать весь срок отработки символические суммы «на помаду» — будет обидно.
Требование отработки после обучения — вполне очевидная «плата» за бонусы, которые дает целевой набор. Важно помнить, что законодательство оговаривает только ее нижнюю планку — три года. Но предприятие может не обозначить в договоре срок отработки или изменить его в большую сторону. Также отметим, что заказчик не обязательно должен стать работодателем целевика. Он может трудоустроить молодого специалиста и в другую организацию.
ВЫБИРАЙ НА ВКУС
Поступить в вуз по целевому договору можно на общих основаниях или в рамках квоты. Первое различие таких договоров: в первом случае заказчиком может быть любое юридическое лицо и даже ИП, а во втором — только государственная организация.
Второе различие: зачисляемые на общих основаниях ребята могут учиться в средних профессиональных учебных заведениях и в вузах, а квота предполагает только получение высшего образования и только по тем направлениям, которые определяет правительство.
«Обычный» целевой договор может быть заключен в любое время — целевик на момент его подписания может уже быть студентом. Договор «по квоте» оформляется только перед подачей документов в вуз.
Прием по квоте проводится отдельно, перед зачислением по общему конкурсу. На квоту конкурс и проходной балл обычно ниже. Заключение договора с частной компанией или индивидуальным предпринимателем такой привилегии не даст, но зато обеспечит студенту-бюджетнику материальную поддержку и в дальнейшем — трудоустройство. К тому же в случае неудачи возмещать стоимость обучения не придется. Потому что целевой договор, который заключается между заказчиком и абитуриентом для поступления на общих основаниях, может быть расторгнут по соглашению сторон, а квота такой возможности не предусматривает.
В случае отчисления целевика, поступившего на общих основаниях, письменное расторжение договора по соглашению сторон будет предусматривать компенсацию мер поддержки, но не стоимости обучения. А если студент «вылетит» с бюджетного места, полученного по квоте, ему придется вернуть все затраты на свое обучение: вузу — стоимость учебы, заказчику — все полученные от него выплаты.
ЦЕЛЕВОЙ. ОТКРЫТЫЙ. ЕДИНЫЙ
При всех плюсах целевого набора в настоящее время заключение таких договоров доступно не всем выпускникам. Искать предприятия, которым необходимы новые профессиональные кадры, обученные за счет государства, приходится «вручную» — или самим ребятам, или их родителям.
Поэтому вице-спикер Государственной Думы, депутат фракции «Единая Россия» Ирина Яровая внесла законопроект, который направлен на создание единой публичной электронной платформы, где каждый выпускник будет иметь возможность поучаствовать в конкурсе на любое целевое место в любом субъекте Российской Федерации.
Для этих целей будет использован сервис «Поступление в вуз онлайн», и подать заявку на целевое обучение можно будет через портал госуслуг.
Запрос молодежи на получение образования по целевому набору очень высок при условии прозрачности процедуры отбора,
Учебные программы станут больше отвечать запросам экономики, выпускаемые кадры станут более конкурентоспособными,