29 марта 2021 • 10:27
552

Станислав Говорухин: жить своим умом

29 марта режиссеру, депутату Государственной Думы Станиславу Говорухину исполнилось бы 85 лет.

Людей, которые на протяжении долгих лет сохраняют свою жизненную позицию и не меняют убеждений, называют цельными. Таким людям живется не обязательно спокойно — но все в их жизни более или менее понятно и определенно. Есть равновесие. Потому что центр тяжести, смысл жизни — внутри.

У творческих личностей не так. И даже если творец, известный человек, признанный талант и авторитет кажется нерукотворным памятником самому себе — рано или поздно выясняется, что под бронзой не было кожи. Да и бронзы не было. И не звенело тщеславие — боль звенела. Но чаще всего люди понимают это потом, после. Когда страница уже дописана.

Станислав Говорухин как режиссер целого ряда по-настоящему культовых фильмов мог бы больше ничего не делать в своей жизни — уже только одно «Место встречи…» обеспечило бы ему место в кинематографическом пантеоне.

Но ему досталось время перемен. Лихое, больное. В которое было сложно выжить и, несмотря на обилие «свобод», невозможно дышать.

Поначалу оно таким не казалось, и художник поверил. И включился в политику, чтобы воплотить в жизнь «демократические» начинания. В его кинотрилогии о России — «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли» и «Великая криминальная революция» — можно проследить трансформацию его взгляда на события.

По всей вероятности, он посчитал невозможным остаться в стороне от решения проблем, которые вызвала в России демократическая «революция», которую он так искренне поддержал — и поэтому в 1993 году первый раз баллотировался в Государственную Думу.

Он активно работал и на кино времени совершенно не оставалось — за десять лет депутатства Говорухин снял всего один фильм. Но какой! «Ворошиловский стрелок» стал в нулевые своеобразным манифестом справедливости, «попал в цель», как писали о нем в прессе.

Возродить в России духовность и нравственность — такой была задача Говорухина в его избирательной платформе. И эту задачу он честно выполнял, призывая жить своим умом и не оглядываться на Запад.

Менялось время и люди вокруг. Менялись обстоятельства. Менялось отношение к тому или иному политическому направлению. Но взгляд художника оставался прежним — ищущим, оценивающим, заинтересованным. И стремление подчинить увиденное своей задаче — тоже не угасало.

Если бы только это не было так больно — выискивать потерянное и восстанавливать разрушенное.

Дума ТВ Live
Эфир