9 июня 2021 • 00:00
1747

С небес на землю: иностранные IT-компании «приземлят»

Законопроект о так называемом «приземлении» иностранных IT-компаний планируют принять в Госдуме до конца весенней сессии. Этот документ обяжет зарубежные информационные ресурсы с суточной российской аудиторией более полумиллиона человек открыть в стране филиалы, представительства или уполномоченные юридические лица.

В первую очередь, эта инициатива – об установлении прямого диалога с международными интернет-гигантами и о создании равных условий для всех IT-компаний (как отечественных, так и зарубежных). Они станут «досягаемыми» как для своей аудитории, так и органов власти в России.

Нужно и можно регулировать

Президент России Владимир Путин поручил до 1 августа разработать дополнительные требования к зарубежным IT-компаниям, работающим в Рунете. Поручение было дано в январе по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, где подняли проблему  цензуры по отношению к российским СМИ и гражданам в иностранных соцсетях, завуалированной под «правила сообщества».

«Сервер-то за границей находится, и специальные службы тех стран, где эти серверы находятся, используют это все. Используют в конкурентной борьбе, используют это недобросовестным образом. <…> Разумеется, мы все ограничения в этом смысле, если они возможны, должны делать таким образом, чтобы не наносить ущерб самим себе. Конечно, нужно и можно совершенствовать правовую базу, работу этих структур на территории нашей страны»,

сказал глава государства.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что депутаты проанализируют опыт Европы для гармонизации российского законодательства в отношении ряда транснациональных интернет-компаний. В разработке законодательной инициативы «О деятельности иностранных лиц в сети «Интернет» на территории РФ» участвовали депутаты Александр Хинштейн, Сергей Боярский, Антон Горелкин, Максим Кудрявцев и сенатор Алексей Пушков.

Диктатура в информационном пространстве

Спикер Госдумы обратил внимание, что в последнее время некоторые международные IT-компании пытаются диктовать свои порядки в информационном пространстве.

«Мы уже видим, как в угоду политической конъюнктуре подрываются основы, на которых изначально строилась глобальная Сеть. Игнорируются принципы свободы слова, право на распространение информации. По чьей-то воле, без всяких правовых оснований, блокируются «неугодные» сайты, вся «вина» которых — в изложении «не той» точки зрения», отметил спикер Госдумы.

Компания, какой бы крупной не была или крутой не считалась, не может навязывать свой взгляд на мир и свои правила, убежден Вячеслав Володин. По его мнению, вырабатывать меры, которые помогут решить проблемы, возникающие вместе с развитием интернета, необходимо на межгосударственном уровне.

Более того, многие из IT-гигантов откровенно злоупотребляют своим монопольным положением, нарушая требования российских законов. В первую очередь это касается распространения наиболее общественно опасной информации: детской порнографии, суицида, наркотиков, пропаганды терроризма и экстремизма.

«Предъявить нарушителям претензии практически невозможно. IT-гиганты не имеют в России своих представительств и в лучшем случае создают «дочки», которые не несут никакой ответственности за действия и политику головных холдингов»,

объяснил глава Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.

Это ставит такие компании, как Google, в привилегированное положение по сравнению, например, с «Яндексом», рассказал депутат.

«Ровно на это и направлен закон — на создание равных условий для работы IT-компаний. Получается, нашим [компаниям] нельзя не платить штрафы, нашим [компаниям] нельзя не удалять запрещенный негативный контент, нашим [компаниям] нельзя не ограничивать выдачу поисковой информации, если есть запретительные решения. А иностранцам можно делать все»,

уточнил депутат. 

Для того чтобы сегодня объяснить таким компаниям, почему Россия настаивает на удалении определенного запрещенного контента, Госдума вынуждена напрямую выходить на их руководство. Так, весной глава Комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарев провел онлайн-встречи с «Тиктоком» и «Гуглом».

В «Тиктоке» зимой появились тысячи роликов с призывами подростков участвовать в несанкционированных митингах, с призывами к насилию и нападению на сотрудников правоохранительных органов (свыше 1000 публикаций), призывы к детским самоубийствам (более 250 публикаций).

Соцсети компании «Гугл» в начале этого года также активно использовались для распространения незаконного контента, связанного с вовлечением несовершеннолетних в незаконную протестную деятельность. Компания используется для распространения наркотиков, она цензурирует и незаконно блокирует российские фильмы на «Ютьюбе», а также некорректно отображает карту России в районе островов Большой Курильской гряды в Тихом океане.

Будем говорить на «языке прибыли»

Вячеслав Володин подчеркнул, что законопроект о «приземлении» предлагает цивилизованное решение вопроса, соответствующее международной практике и правилам, уже установленным в ряде стран. Именно по этой причине новости о законопроекте не комментируют сами международные компании — сказать против него нечего, предположил спикер Госдумы.

«У зарубежных компаний была возможность пойти по пути саморегулирования. Не пошли. Значит, необходимо законодательное регулирование, в том числе введение соответствующих мер понуждения — экономических, прежде всего. Их «язык» хорошо понятен западным компаниям, для которых прибыль — главное»,

уверен он.

При этом законодатели обращают внимание, что права российской интернет-аудитории не будут ущемлены. Предлагаемые нормы не нарушают возможности работать с ресурсом, но создают экономические стимулы для работы интернет-компаний в рамках законодательного поля.

Документ разрабатывался совместно с профессиональным сообществом и отраслью. Также на обсуждение проекта закона приглашались представители интернет-ресурсов, которые потенциально подпадают под действия законопроекта. Откликнулись только торговые площадки, некоторые из которых уже создали свои площадки в России, и «Википедия».

Кто попадет под закон?

Предлагаемые требования коснутся тех международных IT-компаний, чья ежесуточная аудитория в России превышает 500 тысяч человек.

Изначально обсуждался порог в 150 тысяч человек, но после обсуждения с отраслью и экспертным сообществом, было принято решение остановиться на аудитории от полумиллиона.

«Никто из нас не хочет блокировки, проблем, связанных с функционированием в нашей стране интернет-ресурсов. Мы хотим только одного: чтобы и российские, и иностранные ресурсы работали по одним законам. Чтобы не было права сильных. Чтобы право было, только основывающееся на законе»,

объяснил Александр Хинштейн.

По предварительным данным, под действия законопроекта попадут 20 интернет-ресурсов, аудитория которых, на самом деле, исчисляется в миллионах.

К ним относятся социальные сети Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, видеохостинги YouTube, Twitch.tv, мессенджеры и почтовые сервисы WhatsApp, Telegram, Viber, Gmail, поисковики Google, Bing, провайдеры хостинга Amazon, Digital Ocean, Cloudflare, GoDaddy, онлайн-торговля Aliexpress, Ikea, Iherb.com, а также «Википедия».

На сайте Роскомнадзора будет опубликован перечень иностранных IT-компаний, открывших представительство в России.

Что будет, когда закон вступит в силу?

Такие компании должны будут открыть в России филиалы, представительства или уполномоченные юрлица. Именно им и предстоит в полном объеме представлять интересы головных компаний и являться основным каналом взаимодействия российских регуляторов с ними на территории страны.  

Также они должны будут зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора, а на своем ресурсе – разместить электронную форму для обратной связи с российскими гражданами и организациями и установить выбранный регулятором счетчик пользователей.

Для того чтобы закон не стал пустой декларацией, в нем прописываются меры понуждения, которые экономически будут стимулировать IT-гигантов к «приземлению» и соблюдению российского законодательства.

Среди них – информирование пользователей о нарушении ресурсом российских законов, запрет на рекламу, ограничение приема денег от россиян, запрет на поисковую выдачу, сбор и передачу за рубеж личных данных – и полная блокировка. Такие меры будут применяться только в том случае, если организация неоднократно игнорировала предписания регулятора.

Планируется, что закон вступит в силу с 1 января 2022 года.

 

В ЭФИРЕ  |  Сейчас: Спецрепортаж | Далее в 10:10: Это что такое?