Фото: Алена Кардаш/ТАСС
Президент России Владимир Путин 1 июля подписал закон о предоставлении права правоохранителям запрашивать у сотовых операторов данные о геолокации пропавшего человека. Он позволит начать оперативный розыск людей без нарушения конституционных принципов частной жизни и тайны связи.
Рассказываем, как теперь устроен поиск пропавших людей и как предстоит доработать этот порядок в следующем созыве Госдумы.
Просьба спасателей
Законодательная инициатива была подготовлена в рамках поручения главы государства от 23 августа 2017 года после встречи с представителями социально ориентированных, благотворительных организаций и волонтерского движения в Петрозаводске.
Тогда председатель спасательно-поискового отряда «Лиза Алерт» Григорий Сергеев рассказал, что по закону нельзя определить местоположение человека, пропавшего с мобильным телефоном, а это нужно порой оперативно.
Владимир Путин попросил его передать все предложения и пообещал, что они будут проработаны.
Такую норму уже применяют в отношении поиска пропавших детей. Закон, который позволил полицейским использовать геолокационные данные мобильных телефонов или планшетов для определения возможного местонахождения детей, был принят в 2019 году.
Автор законопроекта, вице-спикер Ирина Яровая поясняла, что ребенок, который потерялся или заблудился, может быть растерян, напуган и от того, насколько быстро взрослые смогут его найти, зависят его безопасность и жизнь.
Конституционный принцип
Законопроект о поиске всех пропавших людей по геолокации депутаты и сенаторы подготовили в 2018 году. Изменения было предложено внести в статью 8 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», посвященную условиям проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Но Госдума настаивала на серьезной доработке законодательной инициативы об ускоренном получении сведений о местонахождении пропавших без вести людей.
«Далеко не каждая инициатива, положенная на бумагу в своем первоначальном виде, может быть использована на практике. Потому что тот механизм, который был предложен по поиску пропавших без вести людей, вызывал серьезные нарекания и вопросы. По сути, предлагалось создать внеконституционный порядок доступа к этим сведениям, которые тем не менее образуют тайную связь»,
Председатель Госдумы Вячеслав Володин в сентябре 2020 года поручил трем комитетам: Комитету по информационной политике, Комитету по безопасности и противодействию коррупции, Комитету по финансовому рынку совместно с Правительством России и Общественной палатой доработать документ ко второму чтению.
Спикер Госдумы отмечал, что, когда без вести пропадает человек, счет идет на минуты — заблудившийся в лесу грибник или ушедший из дома пожилой человек могут погибнуть.
«Использование сведений о месте нахождения абонента в сети — наиболее эффективный способ найти их как можно быстрее. Даже если в какой-то момент сеть пропала, можно определить последнее местоположение, когда телефон был в сети, и это значительно сузит круг поисков»,
Как работает закон
В результате была найдена конструкция, которая, с одной стороны, решает проблему оперативного доступа, а с другой стороны, защищает конституционные права людей, объяснил Александр Хинштейн.
«Теперь, с одной стороны, запрос данных и их предоставления о геолокации о мобильнике, то есть о соединении пропавшего без вести абонента, будет происходить сразу же, как только появляется заявление об исчезновении человека. Но для того чтобы защитить конституционные права и не порождать каких-либо злоупотреблений, одновременно с этим субъект оперативно-розыскной деятельности в течение суток обязан уведомить суд о том, что такой запрос сделан и такие данные получены»,
При этом недееспособных или ограниченно дееспособных людей будут искать в особом порядке — таком же, который установлен при поиске детей. То есть необходимо письменное согласие законного представителя для того чтобы, правоохранители получили информацию о местонахождении по геолокации.
Глава думского комитета добавил, что волонтеры также будут привлекаться к поиску людей, ведь закон дает возможность всем желающим участвовать в охране общественного порядка, в том числе через поисковые мероприятия по розыску пропавших.
«Для этого совсем необязательно напрямую передавать данные биллинга и геолокации представителям гражданского общества»,
Конкретизация геопозиции
Закон снял главные препятствия, затрудняющие оперативный поиск пропавших людей, — но не все. Так, сегодня особенно в дальних больших регионах точность геолокации и сотовой связи в целом очень невысока, и разброс в Сибири и Дальнем Востоке может составлять десятки километров и больше, объяснил Александр Хинштейн.
Поэтому необходима точная привязка к местонахождению человека.
«Мы слышим в этой части волонтерское сообщество. И надеюсь, Госдума следующего созыва вплотную займется вопросом уточнения, конкретизации геопозиции»,