С марта 2021 года техосмотр автомобилей будут проводить по новым правилам: он будет проводиться в режиме фотофиксации. Подделка диагностических карт станет невозможной: их переводят в электронный вид и будут учитывать в информационной системе ГИБДД.
Фас и профиль
1 марта вступит в силу приказ Минтранспорта, который определяет, что для оформления новой диагностической карты при техосмотре автомобилей нужно будет сделать фотоснимок перед началом диагностики и еще один — после. Файлы с координатами, которые показывают, где был сделан снимок, отправятся в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра ГИБДД (ЕАИСТО), и важно, чтобы координаты подтверждали, что машина побывала в пункте техосмотра: фото должно быть сделано не дальше, чем в 150 метрах от ПТО.
По порядку
Новые правила, которые будут действовать с 1 марта, определяют, что перед диагностикой оператор должен сверить номера машины, ее кузова и рамы с данными в ПТС или свидетельстве о регистрации. Если все совпало, нужно будет внести предоплату по техосмотру автомобиля и загрузить в автоматизированную инфосистему первую фотографию — без выполнения этих условий техосмотра не будет: система не даст допуск. Завершение техосмотра тоже связано с загрузкой фото в инфосистему. После того, как это будет сделано, оператор завершит оформление диагностической карты, поставив электронную подпись.
Требовать после техосмотра автомобиля бумажную диагностическую карту не обязательно. Храниться этот документ будет в инфосистеме, и проверять его тоже будут через ЕАИСТО, так что не надо обзаводиться новой, совершенно лишней бумажкой.
Новых штрафов не будет
Вводить штрафы за нарушение сроков техосмотра 1 марта 2021 года не будут — эта мера отложена на 2022 год из-за пандемии COVID-19. Но вот аннулировать диагностические карты ГИБДД имеет право. Это может произойти, если выявят ее «серость» — если проверка карты показала, что в указанном ПТО ее не выдавали или же все формальности техосмотра в порядке, а сама машина не соответствует требованиям безопасности автомобиля. Информация о проверке по новым правилам тоже должна быть направлена в инфосистему, и после этого оператор, который поспособствовал фальсификации при техосмотре, будет привлечен к ответственности. И вот с этого дня владелец «неправильного» автомобиля начнет получать письма счастья от ГИБДД — за использование транспортного средства без диагностической карты.
Узкие коридоры техосмотра
Какую цену установить за проведение техосмотров, каждый ПТО будет решать самостоятельно — но чтобы ограничить их аппетиты, региональные власти введут минимальный и максимальный показатели. Рассчитывать новую стоимость техосмотра будут по методике, которая разработана Федеральной антимонопольной службой РФ.
Ограничат и пропускную способность пунктов ТО: с 1 марта будет введено такое понятие и установлен порядок определения лимитов на выдачу диагностических карт ПТО. Сколько техосмотров может проводить пункт ежедневно, определять будут сами операторы — они будут указывать этот показатель при аккредитации в Российском союзе страховщиков, — а ЕАИСТО проконтролирует соответствие заявленных показателей и реальных цифр. Если дневная норма будет превышена, система остановит регистрацию диагностических карт.
И проверять пункты техосмотра будут строже. Для этого ГИБДД будет проводить контрольные закупки и переносить маршруты патрулирования. Инспектору для инициации проверки достаточно будет зафиксировать количество проведенных ПТО техосмотров и подсчитать реально побывавшие там автомобили.