Проект об изменении порядка проведения госзакупок в сфере культуры поступил в ГД

Законопроект об изменении порядка проведения госзакупок в сфере культуры поступил в Госдуму. Авторами инициативы стали члены Комитета по культуре вместе с его председателем Еленой Ямпольской.

В пояснительной записке к документу сказано, что необходимость внесения изменений в ФЗ неоднократно обсуждалась представителями культурного сообщества на различных площадках. В частности, по итогам заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству в декабре 2017 года Владимир Путин дал поручение подготовить проект изменений в ФЗ, направленный на учет особенностей деятельности организаций культуры и искусства.

В 2017 году при Комитете по культуре была создана рабочая группа по совершенствованию контрактной системы в сфере культуры, в состав которой вошли представители музеев, библиотек, театров, эксперты в сфере государственных и муниципальных закупок. 

В подготовке законопроекта также принимал активное участие советник Президента Российской Федерации по вопросам культуры Владимир Толстой.

Представители профессионального сообщества сошлись во мнении, что во всех отраслях культурной деятельности существуют общие проблемы. В частности, сложность представляет формирование плана закупок на три года; оформление документации на каждую закупку несет зачастую больше затрат, чем сумма закупки; невозможность заключения контракта на закупку у единственного поставщика товаров, работ и услуг, созданных с применением современных инновационных технологий, а также контракта с собственниками культурных ценностей.

Кроме того, трудности возникают с формированием и обоснованием начальной максимальной цены контракта при создании художественного произведения. Существуют проблемы целесообразности и эффективности проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и защиты персональных данных физлиц, осуществляющих по контракту концертную или театральную деятельность.

Для устранения этих проблем законопроектом предлагается внести ряд изменений в федеральный закон, непосредственно связанных со спецификой деятельности организаций культуры и искусства. Предусматриваются изменения и уточнения, относящиеся к применению национального режима при осуществлении закупок бюджетными учреждениями, планированию закупок, особенностям закрытых процедур, закупкам у единственного поставщика.

Планируется ограничить действие национального режима при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, необходимых для реализации некоторых видов культурной деятельности. Это коснется, например, организации выставок, театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, кинопоказов в рамках основных видов деятельности для сохранения объектов культурного наследия народов РФ, для обеспечения систем безопасности и сохранности музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда России.

Эти дополнения прежде всего связаны с тем, что специализированное оборудование производится в мире ограниченным числом организаций и не имеет полноценных аналогов в Российской Федерации.

Также предусматривается возможность введения прямого запрета на привлечение субподрядчиков при проведении музеями, архивами, библиотеками конкурсов с ограниченным участием и конкурсов с ограниченным участием в электронной форме.

Депутаты предлагают установить максимально допустимые суммы годового объема закупок для заключения контрактов с единым поставщиком — не более 5 млн рублей или 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не более 50 млн рублей.

Еще одним положением проекта закона расширяется перечень случаев заключения контракта с единственным поставщиком до современного уровня развития театральных технологий.

Законопроектом также предлагается исключить обязанность заказчика обосновывать цены контрактов, заключаемых при закупке культурных ценностей, произведений литературы и искусства, печатных изданий, а также контрактов, заключаемых с артистами, режиссерами, художниками, композиторами и т. д.

«Обоснование начальной цены по указанным случаям не имеет смысла, так как конкретная культурная ценность или конкретное издание может быть приобретено только по цене конкретного поставщика, владеющего предметом поставки или правами на него», 

отмечается в пояснительной записке.

На практике предоставление расчета и составление отчета усложняет осуществление указанной закупки, так как издателям и правообладателям уже изначально принадлежат исключительные права, режиссеру театральной постановки нужен только определенный актер, композитор.

Принятие предлагаемых изменений федерального закона, учитывающих отраслевую специфику и особенности отдельных направлений культурной деятельности, окажет положительное воздействие на основную деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры и позволит существенно оптимизировать процесс государственных закупок в сфере культуры.

Смотрите также