Проект о северном завозе принят Госдумой
Госдума приняла во втором и третьем чтении законопроекты 301981-8 и 301929-8, регламентирующие процедуру северного завоза.
Законопроектами предусматривается выделение субсидий на перевозки топлива, субсидий на льготные тарифы на каботажные перевозки, создание единого морского оператора.
Населенные пункты, относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов располагаются в 25 субъектах Российской Федерации и характеризуются отсутствием собственной технологической базы для производства большинства товаров, необходимых для жизнеобеспечения населения и функционирования экономики, низким уровнем развития транспортной инфраструктуры и сложными климатическими условиями.
В целях обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики на территориях северного завоза ежегодно реализуется комплекс мероприятий, в рамках которых перевозится более 3 миллионов тонн грузов.
Авторы законопроекта отмечают, что в данной сфере отсутствует регулирование, что приводит к рискам нарушения сроков доставки жизненно важных товаров на территории северного завоза, и возникает необходимость «ручного управления» процессами, как на уровне правительства, так и на местах.
Целью законопроекта является создание правовых и организационных основ осуществления северного завоза. В частности, законопроектом устанавливаются критерии отнесения территорий к территориям северного завоза. Также законопроект предусматривает категорирование грузов северного завоза для целей дифференциации мер государственной и муниципальной поддержки. Так, законопроектом предлагается весь объем грузов, завозимый на территории северного завоза, условно разделить на три категории.
Законопроектом вводится институт планирования северного завоза грузов первой и второй категории - такой план будет формироваться ежегодно на трехлетний период и утверждаться правовым актом федерального координатора северного завоза до 1 ноября года, предшествующего планируемому.
Реализация положений законопроекта позволит сформировать комплексную систему управления северным завозом, основанную на цифровых технологиях и принципах эффективного распределения полномочий, планирования, оптимизации процессов и управления рисками.