Принят закон об ответственности за ложные сведения, подаваемые в органы регулирования цен
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об уточнении положений, устанавливающих административную ответственность за непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль в области регулируемых государством цен.
Законопроект подготовлен депутатами Законодательного Собрания Иркутской области. Изменения предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях.
Действующее законодательство предполагает осуществление государственного ценового регулирования в различных секторах экономики. Способ регулирования стоимости товаров, работ и услуг в каждом конкретном случае различен: это может быть фиксированная цена, предельная цена, предельная надбавка и так далее. Таким же образом законодательство не содержит единого наименования стоимостных доминант, подлежащих установлению. В нормативных правовых актах используются такие понятия, как «тариф», «цена», «надбавка», «ставка», «расценки» и др.
При этом сформулированное в законе правомочие государственных органов на истребование информации имеет лишь частично корреспондирующую данному полномочию норму ответственности за неисполнение законного требования государственного органа. В практике правоприменения возникают ситуации, когда обязательность представления запрашиваемых тарифным органом сведений связана с установлением иной, за исключением тарифа, разновидности стоимостной доминанты.
В пояснительных документах отмечается, что получение исчерпывающей и достоверной информации от хозяйствующих субъектов имеет решающее значение для расчета и дальнейшего установления экономически обоснованной стоимости (либо элемента стоимости) товара, работы, услуги.
Характер такого взаимодействия не зависит от вида стоимостной доминанты, расчет которой осуществляется в конкретном случае (будь это «тариф», «надбавка», «наценка», «плата» и так далее).
Ответственность лишь за непредставление (представление недостоверных) сведений, связанных с изменением, введением или отменой исключительно тарифов, представляет собой нарушение принципа логической целостности, полноты и взаимосвязанности правовых институтов, что влечет возможность злоупотребления правом со стороны хозяйствующих субъектов, а также невозможность осуществления государственными органами возложенных полномочий на качественном и эффективном уровне.
Для того чтобы устранить нормативные коллизии, предлагается внести КоАП изменения, направленные на уточнение понятийного аппарата.