Принят во II чтении законопроект о регулировании деятельности организаций культуры
Госдума приняла во втором чтении законопроект о расширении перечня случаев, при которых заключение договоров аренды, безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества допускается без проведения торгов.
Изменения вносятся в федеральный закон «О защите конкуренции».
Сегодня организациям культуры предоставляется право осуществлять заключение договоров аренды без торгов с организациями общественного питания в целях создания необходимых условий для организации питания посетителей и работников организаций культуры, а также с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю сувенирной продукцией для обеспечения потребностей посетителей организаций культуры.
Согласно законопроекту порядок и условия заключения таких договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры, будет определяться Правительством России.
В настоящее время организации культуры предоставляют в аренду помещения организациям, предложившим лучшую цену на аукционе без учета каких-либо качественных критериев и возможности влияния на конечную цену продукции, реализуемой арендаторами в указанных организациях культуры.
Арендаторы компенсируют расходы на аренду, включая их в стоимость продукции, реализуемой в точках общественного питания. На практике посетителям организаций культуры предлагается приобрести кондитерскую либо сувенирную продукцию по значительно завышенной цене, при этом не всегда высокого качества.
Законопроектом предусматривается, что организации культуры смогут передавать по договорам аренды, договорам безвозмездного пользования без торгов движимое имущество, относящееся к сценическому оформлению спектакля и к стационарному сценическому оборудованию, но только в порядке, на условиях и в соответствии с перечнем видов указанного имущества, утверждаемыми правительством.
Стационарное сценическое оборудование и оформление спектакля готовятся под конкретный спектакль. В связи с изменением репертуара такое имущество оказывается невостребованным и может быть передано иному лицу для использования в театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных целях. Такое имущество не может быть востребовано неограниченным кругом лиц, арендатор возможен только один, который работает над постановкой аналогичного спектакля или который приобрел права на такое сценическое оборудование и сценическое оформление спектакля. Применение норм антимонопольного законодательства в данном случае избыточно, полагают авторы законопроекта.
При этом стационарное сценическое оборудование и сценическое оформление спектакля, не являющееся уникальным по отношению к конкретным спектаклям, будет передаваться в установленном порядке по результатам торгов.
Предлагаемые поправки создадут условия для более оперативного и эффективного управления государственным и муниципальным имуществом организациями культуры. Они существенно снизят административную нагрузку творческих коллективов и позволят создать комфортные условия для пребывания посетителей в музеях, театрах, цирках и других организациях культуры.