При выдаче лицензий вузы могут начать оценивать по бальной системе

При выдаче лицензий вузы нужно оценивать по бальной системе, считают участники парламентских слушаний «Правовое обеспечение государственной регламентации образовательной деятельности: проблемы и пути решения».

По словам главы Комитета по образованию и науке Вячеслава Никонова, действующая система государственной регламентации позволила вывести из сферы образования вузы, работающие с грубыми нарушениями, не соответствующие федеральным государственным образовательным стандартам. 

«Сфера лицензирования и аккредитации вызывает достаточно много вопросов и нареканий со стороны образовательных организаций, и относительно самой процедуры, которая сопровождается растущим количеством бюрократических процедур, причем не только связанных с государством», — считает Вячеслав Никонов.

«Сейчас активно развивается общественная аккредитация, общественно-государственная аккредитация, мониторинги, оценки качества образования, рейтингования и порой складывается впечатление, что оценивающих организаций у нас не меньше, чем образовательных», 

отметил Никонов. 

Однако, по словам депутата, очень часто звучат мнения, что содержание процедур государственной регламентации в большей степени ориентировано на рассмотрение формальных характеристик образовательного процесса, чем на оценку результатов освоения обучающимися образовательной программы, уровня сформированных у них компетенций.

«Возникает вопрос о дебюрократизации системы образования, который также связан с совершенствованием процедур государственной аккредитации. Нужно двигаться по пути того, чтобы российские вузы как можно больше своей информации, запрашиваемой контролирующими и проверяющими органами, размещали на своих сайтах в открытом доступе», — считает парламентарий.

«Кроме того, существуют целые виды новой образовательной деятельности, с трудом подвергающиеся регламентации. (...) Прежде всего, речь идет об образовательных стандартах, используемых в таких организациях, как «Сколково» и ряде наших университетов, которые сами разрабатывают свои образовательные стандарты»,

сказал Вячеслав Никонов. 

Депутат считает, что контрольно-надзорная деятельность в сфере высшего образования должна быть дебюрократизирована и направлена на оценку качества и уровня знаний, полученных учащимися.

Кроме того, руководитель Экспертного совета по высшему образованию при Комитете по образованию и науке Гаджимет Сафаралиев считает, что действующую систему аккредитации необходимо корректировать.

«Сейчас она не отвечает задачам контроля за качеством образования, требующим высокой гибкости образовательных программ и ориентации на реальные результаты вузов. В принципе, любая система должна меняться, и меняться она должна таким образом, как меняется само образование, отвечая на вызовы времени. В существующей системе контроля за образованием не расставлены приоритеты, не учитываются интересы обучающихся и системы образования в целом, отсутствует прозрачность процедур государственной аккредитации вузов, несовершенен подход к отбору экспертов для проведения аккредитационной экспертизы — многие сотрудники научных вузов не участвуют в этой системе. Высока бюрократическая нагрузка. Фактически отсутствует возможность исправления замечаний экспертов, выявленных в процессе госаккредитации», — сказал Сафаралиев. 

«Мы считаем, что при проведении государственной аккредитации нужно использовать дифференцированный подход к образовательным организациям и образовательным программам. Это позволит сократить количество подконтрольных субъектов, отойти от всеобъемлющего контроля, сделать работу более точечной. Проверки необходимо проводить в зависимости от степени риска работы организации, с передачей подконтрольных субъектов с минимальным риском в сферу саморегулирования. Необходимо сформировать разные методики проверки, в зависимости от уровня университета. Например, базовая, средняя, продвинутая», — пояснил Гаджимет Сафаралиев.

На парламентских слушаниях также выступили руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, заместитель Министра науки и высшего образования Марина Боровская, представители образовательного и научного сообщества, законодательных органов субъектов РФ, Общественной палаты. По итогам мероприятия участники выработали рекомендации, которе позволят повысить качество контрольно-надзорной деятельности, переориентировать ее на превентивные меры и общественно-полезные результаты проверок, снизить общую административную нагрузку на образовательные организации, оптимизировать документооборот, повысить экспертный потенциал проведения аккредитационных процедур.

Напомним, ранее в Министерстве науки и высшего образования предложили объединить процедуры лицензирования и госаккредитации вузов.

Смотрите также